Найти тему

Согласованность в киберспортивных командах

Сейчас, куда ни посмотри, все пестрит сообщениями о том, что тут и там проводятся соревнования по шутерам, стратегиям и симуляторам футбола, козлов и домохозяек. ВК спамит сообщениями о наборах в команды. Появляются сообщества, которые предлагают всем желающим стать киберспортсменами и поучаствовать в настоящих соревнованиях. За участия в которых взносы не берутся, но есть призовые фонды. Даже выезжать никуда не надо. Есть комп и вперед! Тем самым, желающих оказаться в числе именитых и высокооплачиваемых киберспортсменов с каждым годом становится все больше и больше.

И вот, появился новый феномен, который, по мнению самих участников, является столь уникальным, где все непонятно, волшебно, а также единороги…

В этой статье я предлагаю разобраться в том, насколько же киберспорт отличен от классических видов спорта. А также, могут ли классические способы и методы, использоваться нами - первопроходцами в новом спортивном пространстве - вне привычной реальности.

В настоящий момент актуальной проблемой для киберспортсменов является отсутствие методик тренировок. Но, на мой взгляд, нам на помощь могут прийти наши предшественники и используемые ими средства и методы. Перед тренерами, как в классических, так и в киберспортивных командных дисциплинах, стоят схожие задачи: определить, что же лежит в основе высших спортивных результатов и найти актуальные и эффективные пути для их решения.

В черлидинге, к примеру, основными компонентами являются: эстетичность, музыкальность, синхронность; в гребле - синхронность и одинаковость технического исполнение; в волейболе - эффективность взаимодействий между партнерами по команде для ведения тактической игры, которая, в свою очередь базируется, на согласованности двигательных действий. А что же в киберспортивных дисциплинах? Общими показателями эффективности команд высокого уровня по Доте, КС, Овервотчу и т.п. также являются: развитые навыки коммуникации и согласованность действий для ведения тактической игры.

Обратите внимание, что нам в очередной раз встречается это странное словосочетания “взаимодействие игроков” и “согласованность действий”. Стоит разобраться в этом подробнее.

В разных видах спортивной деятельности определение согласованности двигательных действий имеет разные значения. Существует временная согласованность, ритмическая, координационная, пространственная и т.д. В групповых и командных видах спорта она отражает уровень технического мастерства команды. (Epp-Tatyana-Ivanovna.pdf (esa-conference.ru)).

В командных игровых видах залогом успеха команды на соревнованиях является ведение тактической игры.

Представьте, что столкнулись две команды, равные по сумме технических навыков участников. Единственное, что поможет в этом противостоянии, это постановка, решение и безошибочное выполнение различных тактических задач. Сделать это можно при помощи игровых комбинаций разных уровней сложности. Чтобы не споткнуться при исполнении многоуровневой последовательности действий, необходимо выстроить внутреннюю структуру взаимодействий между игроками, основанную на механизмах взаимодействий между игроками и контролируемую игровым лидером “Структура взаимодействий игроков при организации совместных тактических действий в волеболе” Москва 1984г. (chernov_yu_i.pdf (ldufk.edu.ua)).

Чернов Ю.И., предположил, что, выстраивая подобную структуру, следует учитывать не только тактическую необходимость, но и проявления психофизиологических особенностей игроков.

Игровые роли на примере Овервотча

В игре существуют игровые роли: танки, саппорты, дпс. Каждая из этих ролей занимает определенную линию на игровом поле, в зависимости от механик игрового персонажа. Персонаж дальнего боя стоит на задней линии, персонажи с ближней атакой стоят на передней линии, керри же могут перемещаться в зависимости от тактической необходимости.

В своей тренерской практике я заметила, что не каждый желающий сможет быть эффективным на выбранной роли так как, по-моему мнениею, разные игровые роли требуют разных умений. К примеру, чтобы быть отличным танком необходимо уметь быстро принимать решения, видеть моменты и реализовывать их, обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками, быстро реагировать и не иметь права на ошибку. В свою очередь игроки на задней линии, всё-таки, имеют время на “подумать”, их игра больше построена на предположениях о том, в какую сторону двинется атака и опекаемые ими игроки. Я сделала смелое предположение, что на распределение ролей в киберспорте также влияют психофизиологические особенности игроков. Конечно, все это не исследованная область для киберспорта и является исключительно моим умозаключением.

Хотя, согласитесь, не каждый саппорт может стать Симплом…

Для согласования действий волейболистов, согласно Чернову, существует структура взаимодействий, основанная на механизмах согласования игроков.

Звучит страшно, но в киберспорте это давно уже практикуется. Каждый уважающий себя “начинашка”, просматривая гайды и крупные киберспортивные турниры, набирает для себя и своего напарника типичные игровые комбинации. Он распределяет, кто, на какой роли будет отыгрывать и с какой последовательностью действий. Во время игры, эта двойка определяет ситуативного лидера. Он координирует начала совместной атаки в зависимости от готовности и действий противника.

Звучит знакомо? Так и есть! Определена структура взаимодействия - игра в связке. Механизмом же согласования стали разбор карты, места действия для этого тактического решения, отработка движений и последовательности действий, предположения о действиях противника; а во время игры - координация лидером при помощи коммуникации.

Итак, с согласованностью мы немного разобрались. Переходим к водным процедурам…

-2

Следующей актуальной проблемой становится поиск способов развития согласованности у киберспортсменов в командных дисциплинах.

Для решения тактических задач, как в футболе, так и, к примеру в Овервотче, КСе, Валоранте, Доте используют разнообразные комбинации. Которые, в свою очередь, требует от игроков совместного выполнения двигательных задач.

Зыков А.В., в своей работе “Обучение согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет в типовых ситуациях игры” тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат наук Зыков, Александр Викторович (Диссертация на тему «Обучение согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет в типовых ситуациях игры», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (dissercat.com)), предлагает несколько интересных решений для развития согласованности, которые, по-моему мнению стоит применять для тренировок киберспортивных команд:

  • Ввести понятие “командная площадь”, для развития в игроках чувства эффективного рабочего пространства

К примеру, вы играете в Овервотч и часто сталкиваетесь с тем, что игроки уходят либо слишком от вас далеко и вы не успеваете им помочь, либо они находятся слишком близко к вам и вы оказываетесь под огнем направленным в одну точку. Приучая игроков в команде сохранять командную площадь, вы приучаете их к правильному положению относительно друг друга, при котором вы успеваете к ним для проведения совместной атаки либо рассредотачиваетесь по-необходимости, но при этом не теряете его из вида. Команда привыкает контролировать пространство между собой, что положительно влияет на согласованность взаимодействий.

  • “Фигура командной площади”. Автором предлагается наложить на передвижение игроков воображаемые фигуры, для того, чтобы лучше ориентироваться относительно друг друга во время движения. Также это помогает с быстрым обозначением тактического действия на предстоящий раунд/игру.

К примеру, вам необходимо перейти в атаку из защитной позиции. Фигура командной площади поможет не терять боевое построение и выйти максимально готовыми к нападению: танк, за ним два дпс слева и справа, а в конце двигаются саппорты. Также будет очень просто донести до ваших тиммейтов смену тактики одним словом “клин” или “полукруг”, вместо долгих объяснений того, чего вы от них хотите в данный момент.

  • “Типизация игровых ситуаций”. Разучивание игровой комбинации от дебюта до эндгейма, на мой взгляд, не может быть эффективным так как, банально, запомнить все очень тяжело, да и зачем. Но разбив игру на кусочки по времени, на участках с схожими условиями (игра в узких пространствах, широких) либо этапам игры, позволит использовать их и в сыгрывании в схожих условиях.

На картах есть одинаковые участки/пространства. Можно отработать выход на позицию и разыгрывание данной ситуации, а затем вставлять это в другие комбинации с схожими задачами либо в похожих условиях на картах.

Очевидно, что используемые методики из командных игровых видов больше соответствуют проблематике киберспортивных командных игр, но вдохновение черпать можно откуда угодно.

Мне очень понравился способ решения проблем согласованности у гребцов на лодках “Дракон”. Признаком согласованности у данного вида спорта является одинаковость технического исполнения у гребцов (Развитие согласованности действий в гребле на лодках «Дракон» с помощью тренировок в темное время суток (cyberleninka.ru)). Любое несоответствие в одно из фаз гребка приводит к замедлению движения лодкой. Тимченко В.С. решил организовать тренировку таким образом, чтобы начало ее пришлось на светлое время суток, а закончилась в темноте. Пока было светло спортсмены старались визуально соотносить свои гребки с партнерами, но все равно допускали ошибки. Когда же стемнело и визуально наблюдать за напарниками стало не возможно, им пришлось опираться только на свои ощущения колебания лодки. Таким образом они добились улучшения гребли на 6%.

Я тоже опробовала “слепой метод” при организации тренировок в команде по Овервотчу, для улучшения навыков коммуникации. Это улучшило слуховое восприятие игроков, что в свою очередь напрямую отразилось на скорости их анализа ситуации и реакции на нее, при обмене игровой информации.

Из всего вышенаписанного, я хочу подвести вас к выводу, что киберспорт не так уж далек от реалий классического спорта, как бы это не хотелось многим начинающим и не очень киберспортсменам. Действительно, многие из вас уникальны, так как вы интуитивно нашли способы и преодолели многие препятствия на пути к вершине рейтингов или может даже мировых турнирных таблиц. И мы, взрослые, гордимся и ценим ваши достижения! Мы не пытаемся выдавить вас из этой потрясающей вселенной новых возможностей. Мы лишь пытаемся стать вам ближе. Ведь делать что-то вместе намного лучше, чем одному.

-3

Тренируйтесь и побеждайте!

Автор: Моль Вредная