Найти тему
тайны востока

Хакасия – родина «гуннских дворцов». Новая гипотеза о владельце Абаканского особняка.

Оглавление

Хакасские менгиры
Хакасские менгиры

Что знает о Сибири средне статистический житель европейской части России, и тем более-Европы? Что там холодно, много медведей и мало людей. А что знают эти же люди об истории Сибири? В большинстве случаев это укладывается в одно предложение:а там что, история есть?

И вот представьте себе : есть . причём история древняя и невероятно интересная, достойная занять место в одном ряду с историей Китая , Шумера, Микен, как современная им всем.

Рисунки на горе оглахты, Хакасия
Рисунки на горе оглахты, Хакасия

Большинство людей считает, будто в Сибири никогда не было цивилизации. Только кочевники разной степени дикости. Но возьмём, к примеру, юг Сибири, минусинскую котловину. Вот это

-3

Надписи на хакасских менгирах. Это древнейшая письменность, современница шумерской клинописи и египетских иероглифов. Скажите, бывает письменность без цивилизации? Цивилизация без письменности случалась, наоборот - никогда!

-4

Но тогда возникает вопрос: а есть ли что-то более весомое, подтверждающее наличие такой цивилизации? И ответ: разумеется, есть!

Гора оглахты
Гора оглахты

Вот это, например, остатки древней крепости на горе оглахты. Ей три тысячи лет.

А это:

-6

Реконструкция китайского дворца того же периода, с удивительной историей, полной загадок и противоречий.

Аскизский район Хакасии. Дворец находился возле села Чапаево.
Аскизский район Хакасии. Дворец находился возле села Чапаево.

в древности на этом месте стояло довольно значительное и необычное сооружение, общая площадь которого изначально составляла 1500 кв. метров.

Состояло оно из 20 комнат и одного просторного зала (132 кв. метра). Центральный вход был расположен с южной стороны, все комнаты сообщались между собой отдельными дверьми, причем из большого зала в боковые комнаты вело целых семь выходов. Двери зала украшали массивные бронзовые ручки – «маскароны», изображавшие оскаленных усатых и рогатых «гоблинов» в короне.

-8

Подвижные кольца, за которые открывались двери, были вставлены в их горбатые носы. Пол и стены древнего здания были глинобитные (толщина последних – 2,2 метра). Отопительная система располагалась под полом. Крышу сооружения покрывали тысячи массивных глиняных черепиц.

Вокруг развалин сооружения археологи обнаружили остатки глинобитной ограды с башнями от въездных ворот. Ученые также выяснили, что найденное сооружение было центральной усадьбой, располагавшейся в центре огромного – общей площадью в несколько гектар – поселения, застроенного преимущественно деревянными, срубными постройками (подобно изображенным на известной позднетагарской Боярской писанице, находящейся в Боградском районе Хакасии).

В отличие от последних, центральная усадьба была построена по принципам китайской архитектуры. Именно этот факт и стал наиболее интересен для науки. Когда именно появилось и когда прекратило свое существование ташебинское поселение, ученые так и не выяснили. Раскапывать его целиком у археологов не было ни сил, ни средств, ни времени (достаточно сказать, что раскопки шли в 1941-м и с 1945 по 1946 годы, с перерывом на войну). Установили только, что когда оно пришло в запустение и китайская усадьба начала разрушаться, то сначала обвалилась ее крыша, затем пришел и черед глиняных стен. Позже на образовавшемся холме совершались жертвоприношения и тризны, после которых на месте бывшего китайского дома остались лошадиные головы. О том, что когда-то здесь кипела жизнь, люди уже, скорее всего, не помнили. Затем холм стал использоваться под кладбище. Более тщательное исследование загадочного древнего города археологи отложили на лучшие времена. Впрочем, они, увы, так и не наступили.

Чей особняк?

Чуть позднее ученым стало очевидно, что обнаруженное в Чапаево здание построено китайскими мастерами именно для китайцев.

Но что здесь делали китайцы, и когда это было? Особое значение для ответа на этот непростой вопрос, а заодно и определение времени существования странного здания, имели обнаруженные археологами торцовые диски желобчатой черепицы, закреплявшиеся на концах стропил по краю его массивной крыши. На глиняные диски были нанесены китайские надписи эпохи Ханьской династии (III век до н.э. – III век н.э). Расшифровка нанесенных на них иероглифов вместо того, чтобы раз и навсегда ответить на поставленные историей вопросы, лишь породила среди отечественных ученых не прекращающуюся до сего дня дискуссию.

По мнению, высказанному в 50-х годах прошлого столетия С.В. Киселевым, обнаруженное на Среднем Енисее строение относится к I веку до н.э. и принадлежит ханьскому полководцу Ли Лину, плененному хуннами в 99 году до н.э. и якобы назначенному хуннским шаньюем (князем) руководить «гяньгунями» – кыргызами.

Гипотеза была основана на переводе китайской надписи-благопожелания с кровельных дисков с ташебинской усадьбы, выполненном советским ученым

В.М. Алексеевым: «Сыну неба 10000 лет мира и 1000 осеней радости без горя», – где титул «тянь цзы» («сын неба») Киселев ошибочно отождествил с хуннским шаньюем. Подобные представления, правда, совпадали с давним желанием сибирских исследователей использовать китайские источники, «подтянув» их к

истории Минусинского края. Миф о дворце Ли Лина это действительно обосновывал, поэтому его поддержал и Л.Р. Кызласов, также предположивший, что обнаруженное в Чапаево здание – не что иное, как «дворец хуннского наместника» на Енисее, где тот пристально приглядывал за порядком и неизбежным смешением пришлых гяньгуней с местным населением – динлинами.

Так, в 1976 году ученые С.И. Вайнштейн и М.В. Крюков выдвинули свою гипотезу о принадлежности ташебинского «дворца» хуннской «принцессе» Имо, матерью которой была китаянка.

А в 1999 году археолог Э.Б. Вадецкая выдвинула очередную гипотезу, согласно которой загадочное строение с прилегающим к нему укрепленным поселением является китайской «колонией» I века н.э. 

Долгое время самым здравым предположением в плане доказательств считалась версия А.А. Ковалева, изложенная им в статье «Китайский император на Енисее?». В ней ученый дает точный перевод надписей на глиняных дисках: «Сыну неба тысячи осеней десятки тысяч лет, вечной радости без горя», – и, ссылаясь на современные данные о ханьской черепице китайских авторов, однозначно датирует ташебинское здание I веком н.э. (точнее, 9-23 года н.э.).

-9

– Естественно, – писал Ковалев в своей статье, – не может быть и речи об использовании в нашей современной науке перевода надписи на ташебинской черепице, выполненного академиком В.М. Алексеевым. Этот перевод был основан на домысле.

Ковалев отметает принадлежность ташебинского «дворца» хуннскому князю, так как в 2006 году китайскими археологами были опубликованы черепичные диски, происходящие из дворца, построенного в 52 году до н.э. ханьскими властями для шаньюя Хуханье, и несущие титулатуру «шаньюй». При этом сами китайские исследователи признают, что иероглифы «тянь цзы» не встречены более нигде – ни на одном черепичном диске, кроме ташебинских. В чем же причина уникального появления этого императорского титула на черепице из далекой Сибири?

 Следует учесть, что ханьские благопожелания в первую очередь обращены на хозяина постройки (вещи), – сообщал Ковалев. – Стремление во что бы то ни стало впихнуть императорский титул на черепичный диск может поэтому быть истолковано как желание подчеркнуть, что хозяином строения является именно император Китая. И в начале I века нашей эры был такой император Китая, который вполне мог жить в ташебинском «дворце»

Реконструкция
Реконструкция

И это лишь одно из свидетельств интереснейшей истории юга Сибири, ее загадок итайн.