Сегодня много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одни считают, прививать любовь к Родине надо с ранних лет, другие уверенны, не нужно ввязывать детей в политику. Однако патриотизм, понятное и естественное чувство, не возникает на пустом месте, он зарождается по мере взросления, изучения исторического прошлого и осмысления настоящего. К сожалению, наш мир не совершенен. Иногда возникает суровая необходимость встать на защиту Отечества. Ситуация на Украине, где зараза фашизма и национализма снова поднимает голову и представляет собой угрозу безопасности России, — яркий тому пример. Поэтому так важна правильная система ценностей и моральных принципов у тех, кто завтра станет взрослым. Школьники должны чувствовать привязку к своей стране и гордиться ею. На эту актуальную тему мы беседуем с председателем Комитета Госсовета РК по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрием ГЕМПЕЛЕМ.
— Юрий Константинович, как вы думаете, надо ли специально учить детей любви к Родине?
— В Крыму уровень патриотизма достаточно высокий. Мы выстрадали свою тягу к России, Русскому миру. Тем не менее украинское прошлое (а Крым, как известно, двадцать с лишним лет был в составе Украины) оставило некий негативный осадок. Всем нам известно, как преподавалась история в школе, выстраивалась линейка псевдогероев. Всё переворачивалось с ног на голову. Вот почему так важна работа в этом направлении. Подрастающему поколению предстоит развивать наше государство, обеспечивать его безопасность и многое другое. У нас, депутатов, ответственная задача — выступать на открытых уроках, проводить встречи, чаще общаться с педагогами, учащимися, родителями. Наши дети должны знать символы России (герб, флаг, гимн) и что они означают. За примерами патриотизма далеко ходить не надо. Многие крымчане активно участвовали в событиях «Крымской весны». Никто тогда не мог знать, что будет дальше. Мы просто чувствовали себя частью Русского мира и хотели остаться в нём, вернуться на Родину.
— Современный патриотизм — мне кажется, куда более сложное понятие.
— В каждую эпоху оно имеет своё содержание и в то же время никогда не бывает отделимым от таких категорий, как «любовь», «верность», «Отечество». Вспоминаю школу во времена СССР. Уроки начальной военной подготовки входили в программу патриотического воспитания, но не всеми воспринимались серьёзно. Теперь приходит понимание, насколько это важно. Мы видим, что творится в мире. Запад, откинув все приличия, агрессивно и нагло «прёт» на Россию (есть, правда, и такие, кто поддерживает нас). Бывшие партнёры и братья по оружию дрейфуют к разрыву всяческих отношений с русскими. Это ли не повод ещё больше сплотиться? Да, наших детей надо учить любить и защищать Родину. И мы будем создавать дополнительные программы, обращая ещё больше внимания на этот пласт работы. Сам часто бываю в школах. Как-то задал вопрос второклассникам: что объединяет народы, живущие в Крыму? И был приятно удивлён ответом. Дети сказали: «Русский мир». Значит, работаем не в холостую.
— Когда в наше непростое время школьники видят, как поднимается Государственный флаг, слышат Гимн России, наверняка их чувство гордости за свою страну обостряется.
— Утренние линейки со всеми торжественными атрибутами сегодня стали неотъемлемой частью воспитательной работы в школах. И к этому следует относиться ответственно и трепетно — и учителям, и родителям. Если, конечно, хотим вырастить патриотов, настоящих и любящих. Воспитание нового поколения — то же строительство, где важен каждый кирпичик. В течение восьми лет на Украине накачивали школьников неонацистской, фашистской идеологией, нивелируя героическое прошлое наших дедов. Напомню, в то время, когда Гитлер стремился к власти, коммунистическая партия Германии была одной из самых сильных в Европе. Однако спустя пять лет образовалось полностью фашистское государство. К этому пришли жёсткими, грубыми методами. То же самое происходило и на Украине. Россия — миролюбивая страна. Мы не приемлем насилия. Для нас Родина — большая семья, где каждый должен чувствовать себя свободным и защищённым. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свой дом, свою землю, стоит начать с самих себя — поднять из глубины души собственные тёплые чувства, те, что отзываются в сердце.
— Есть замечательная песня «С чего начинается Родина?». А с чего начинается забота о ней?
— Семья и школа, как известно, главным образом формируют мировоззрение человека. В советское время дети организованно, классами выходили на улицы, участвовали в субботниках, убирали мусор, сажали цветы. Так воспитывались гордость и ответственность за свою страну. Забота о Родине начинается с повседневных мелочей — с привязанности к родным и близким людям, с ответственности. Если ребёнок не принимает участия в делах семьи, ничего не бережёт, не созидает, он не будет любить место, где живёт. Мы все — участники одного процесса, пользуемся благами, которые предоставляет государство, взрослые работают, дети учатся. Вместе с тем нельзя забывать, что сегодня нас оберегают, прикрывают наши ребята-военнослужащие, теряя здоровье, жизнь, воюют с нацистами, отодвигая их от границ с Россией. Об этом тоже надо рассказывать детям. Только так получим желаемый результат — светлое будущее, мирное небо, крепкое государство.
Беседовала Елена ЗОРИНА
Фото Валентина ГУСЕВА