В снятом по мотивам Пушкина фильме от Пушкина не осталось практически ничего - возможно, именно по этой причине он и не был выпущен в прокат. А, возможно, до экранов он не дошёл по цензурным соображениям, так как вряд ли мог понравится тогдашним властям.
Режиссёр Василий Гончаров, личность выдающаяся в отечественном кинематографе: он - автор фильма "Понизовая вольница" (1908), который принято считать первым игровым фильмом России. То есть, по сути он - первый российский режиссёр.
Однако надо сказать, что "Братья-разбойники" - далеко не лучшая картина Гончарова, но интересна уже тем, что в ней играет Иван Мозжухин, едва ли не самый знаменитый актер дореволюционного кино.
А теперь давайте перейдем к самому фильму.
На берегу реки пирует компания разбойников. Съемки, кстати, проходили не в павильоне, как это было, в основном, принято в те времена, а на натуре - в Крылатском, где студия Ханжонкова оборудовала дополнительные съемочные площадки.
Один из разбойников рассказывает о своей жизни: когда его отец погиб (утонул в реке), мачеха выгнала их с младшим братом из дома. После тяжелых скитаний мальчикам удалось устроится батраками к богатому помещику.
Прошло время. Братья выросли и влюбились в дочь хозяина. Старший, после разговора с девушкой, решил отступиться - ведь девушка оказалась влюблена в младшего.
Младший брат был пастухом. Однажды он недосмотрел за стадом и проворонил гибель телёнка.
Хозяин, возмутившись, выгнал братьев. Выйдя за околицу, парни остановились - младший ждал, что возлюбленная выйдет попрощаться. Так оно и случилось.
Но в момент прощания появился хозяин. Завязалась драка - и хозяин был случайно убит. Влюбленным, естественно, пришлось расстаться.
Далее мы видим, что младшенький вырос чрезмерно чувствительным - он практически бьется в истерике из-за необходимости расстаться с возлюбленной.
Далее братья решают заняться грабежами, так как выбора у них всё равно нет. Первой жертвой был пожилой дядька. Он отдал всё - одежду, кошелек, повозку и лошадей, умолял лишь о пощаде.
Старший брат решил, что в живых старика оставлять нельзя, младший, впадая в истерику, уговаривал старика пощадить. Конечно, старший его не послушал.
Впрочем, судя по всему, не так уж сильно был травмирован младшенький - он вполне себе радостно пировал на ворованные деньги. Более того - он и девиц из-под носа старшего уводил, ничуть не сокрушаясь о своей былой возлюбленной.
Через какое-то время братья были изловлены и посажены в острог. Откуда совершенно спокойно сбежали.
Охрана бросилась за ними в погоню, но безуспешно. Кстати, сцена погоди снималась там же, в Крылатском, - на Москва-реке намыло небольшой песчаный островок, который отлично подходил для съемок.
После успешного побега младший опять впал в истерику, извивался, хватался за сердце - и, в конце концов, помер.
Старший похоронил его, и с тех пор, по его словам, очерствел сердцем - лишь иногда, вспоминая младшего, щадит стариков.
Хотя, положа руку на сердце, все беды братьев произошли исключительно из-за младшего: это ведь он, мечтая о небесных кренделях, допустил гибель животного, он косвенно спровоцировал гибель хозяина. То есть, если бы не безголовый младшенький, жизнь братьев могла пойти совсем другим путем.
Моя оценка 3 (фильм представляет чисто архивный интерес)
От А до Я. Дореволюционное российское кино 1908 - 1918. Первые шаги