Найти тему
Вячеслав Якунин

БРИКС, Африка и расширение НАТО

Привожу перевод статьи южноафриканского профессора Андрэ Томасхаузена, которую он опубликовал в газете "Independent" 15 мая

НАТО, Организация Североатлантического договора, начала свою деятельность как региональный военный союз 4 апреля 1949 года. Он предусматривает систему «коллективной безопасности», т.е. члены обязаны в соответствии со статьей 5 Договора НАТО защищать друг друга от нападений в Европы или Северной Америки.

Первоначальное число государств-членов, составлявшее 12, с 1949 года выросло до 30. Последние заявки на членство, объявленные Финляндией и Швецией, довели их число до 32.

Неприсоединившиеся в военном отношении или нейтральные страны в Европе были опорой европейского мира и безопасности. Швейцария, Австрия, Финляндия и Швеция были важными буферными зонами во время холодной войны. Почему Финляндия и Швеция, а также до сих пор нейтральные Украина, Ирландия, Мальта и Кипр желают изменить статус, который сослужил им хорошую службу?

Швеция уже стала неофициальным членом НАТО в 2016 году, когда шведские военные начали тренироваться вместе с НАТО. С тех пор Швеция закупила и установила ракетные комплексы Patriot американского производства и эффективно интегрировала свою основную военную промышленность с НАТО в качестве своего единственного заказчика. Предпочтение Южной Африки в конце 90-х годов шведским истребителям было в этом контексте значительной победой ее прозападной ориентации и идентичности ее военной и оборонной промышленности.

Случай с Финляндией, после многих десятилетий мирного сосуществования с Россией в стратегически важном и очень близком территориальном соседстве, объясняется не только экономическими соображениями. Поскольку Россия ослабла после распада Советского Союза в конце 1991 года, Швеция и Финляндия объединили свои политические взгляды с США и в конечном итоге поддержали противоречивую миссию НАТО в Афганистане, отбросив все сомнения относительно ее законности.

В Финляндии поддержка НАТО обычно колебалась в пределах 20 процентов или около того. По состоянию на январь 2022 года менее 30 процентов населения Финляндии высказались за членство в НАТО. После российской военной интервенции в мае он вырос на 53 пункта до невероятных 76 процентов.

Ясно, что общественное мнение изменилось в ответ на всеобщее внимание обвинению в «агрессивной войне». Ссылка России на право на самооборону была смешана со всеми опубликованными мнениями. Быстро росло пугающее восприятие того, что «это может быть следующим».

Прием любых новых членов в Североатлантический союз требует единодушного согласия. По крайней мере, Турция, но, возможно, еще три члена НАТО не верят, что вступление двух самых северных соседей России в НАТО может послужить укреплению доверия или деэскалации конфликта. Это, по крайней мере, замедлит процесс до тех пор, пока, как мы надеемся, напряженность не уменьшится.

Почему ключевые слова «деэскалация», «посредничество в конфликтах», «миротворчество» или «примирение меньшинств» никогда не произносились НАТО или его главным героем в Киеве? Вместо этого лидеры НАТО и ЕС ежедневно повторяют, что нельзя позволить России выиграть «войну», ее нужно победить, «лишить ее промышленной и экономической базы» и, если необходимо, «воевать много лет».

С момента своего создания НАТО действовала под военным командованием США. Пункт 9 Договора учредил постоянный Североатлантический совет, в котором действует Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе {SACEUR}. SACEUR НАТО назначается исключительно США. Не далее как неделю назад президент Байден выбрал генерала Кристофера Дж. Каволи на роль SACEUR вместо генерала Тода Уолтерса. SACEUR НАТО по-прежнему подотчетен президенту США, а не Атлантическому совету организации.

НАТО как организации не хватает демократических сдержек и противовесов. Не существует выборного органа, который мог бы контролировать военные расходы НАТО за границей на общую сумму чуть более триллиона долларов в год, что составляет 57% мировых военных расходов.

Идеологически НАТО основана на «доктрине Трумэна» 1947 года, изложенной президентом-демократом США Трумэном, что «политика Соединенных Штатов должна заключаться в поддержке свободных народов, сопротивляющихся попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или внешнего давления».

Политическая идентичность НАТО заключается в том, чтобы «сделать мир безопасным для демократии», а не уважать равноправный суверенитет наций или охранять мир. Победа в «освободительных войнах» — это субъективное понятие, которое должно было умереть с окончанием «холодной войны», так же как была распущена военная договорная организация тогдашнего Востока — «Варшавский договор». Вместо этого НАТО оставалось твердым, что его членам нужна защита от России (а позже и от Китая). В глобализированном и экономически взаимозависимом мире равноправных государств это само по себе является угрозой международному миру и безопасности.

С момента распада Советского Союза и возникновения современной России в 1991 году НАТО одно за другим объединила государства, граничащие с западными границами России: Польшу, Венгрию, Чехию, Болгарию, Эстонию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению, Албанию, Хорватию. В каждом из новых членов НАТО установили самые современные системы противоракетного перехвата, направленные на восток и способные быстро превращаться в средства нападения.

Столь эффективные противоракетные комплексы вдоль западных границ России нарушают баланс сдерживания. Если НАТО сможет нейтрализовать любой ограниченный ракетный удар по Западу, российский потенциал так называемого второго удара будет нейтрализован, что позволит НАТО нанести первый удар с минимальным риском возмездия.

Те, кто верит в благородство целей НАТО, отвергнут как нелепое предположение, что НАТО может нанести первый ядерный удар по России. Но России известно о многочисленных подробных оперативных планах НАТО в 1950-х и 60-х годах, направленных на полное устранение или «отмену» России.

Первоначальные операции под кодовыми названиями «Dropshot», «Bushwhaker», «Broiler», «Sizzler» и «Pincher» были в 1960 году объединены в «Единый оперативный план (SIOP)», в котором подробно описывались «бомбардировки» всего территорию России, сбросив 3500 мощных ядерных бомб, предназначенных для уничтожения от 285 до 425 миллионов человек.

Неудивительно, что Россия оказалась в осаде. Что было задумано, когда США, начиная с 2002 года, один за другим отменили большинство основных договоров о ядерном разоружении, договор о противоракетной обороне (ПРО), Договор о ракетах средней дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу, препятствовавший возможности запуска оружия из космоса.

Ракеты и ударные катера НАТО, размещенные в Швеции и Финляндии, могут достичь двух главных городов, Петербурга и Москвы, за считанные минуты, слишком быстро, чтобы можно было активировать какие-либо контрмеры. Несмотря на завесу секретности, окружающую количество и местонахождение американских ядерных бомб в Европе, разумная оценка состоит в том, что их количество в последнее время увеличилось до более чем 300.

Понятно, что при нынешнем пике напряженности стремление Севера к расширению могло стать пресловутой соломинкой, которая ломает спину верблюда, точно так же, как российские ракеты на Кубе в 1962 году могли спровоцировать глобальный обмен ядерными ударами.

Демонизация роста России способствует трагической эскалации конфликта.

Если эскалацию не смягчить, мир может скатиться к ядерной конфронтации, что, возможно, сделает большую часть Европы непригодной для жизни. Африка и БРИКС должны сопротивляться тому, чтобы занять чью-либо сторону и, таким образом, помочь сохранить баланс разума, который должен смягчить ядерный триггер.