Найти тему
Вестник Москвы

Весёлый праздник атлантизма

Во всём этом шоу, которое официальный Стокгольм устроил по поводу своего «исторического» решения о подаче заявки на вступление в НАТО, явно прослеживается натужная искусственность.

Ведь внутриполитически никакого национального консенсуса по поводу решения о вступлении Стокгольма в НАТО нет. Лидер Левой партии Нуши Дадгостар решение раскритиковала. Не удалось заставить выступать за присоединение к Альянсу и Партию зелёных.

Соцопросы населения шведские СМИ накануне «исторического решения» также предусмотрительно НЕ публиковали. 

Это демократия, детка. 

Про референдум, который можно было бы провести по всем канонам либерализма (о которых так до сих пор никто ничего и не знает) тоже не заикались. А странно. Ведь в политической культуре этой страны ему уделяется особое место. 

За новейшую историю Королевства общенациональные референдумы проводились многократно, включая такие вопросы, как переход с левостороннего движения на правостороннее (референдум 1955 года) и, я не шучу, голосование по вопросу о введении сухого закона (референдум 1922 года).  

Можно найти даже агитационные плакаты того времени (1, 2). 

Естественно, такие вопросы, как членство Швеции в Евросоюзе и присоединение к системе единой евровалюты, также решались на общенациональном голосовании. В общем-то, Швеция была в этом плане государством, придерживающимся довольно демократических практик. Но за сто лет, прошедших с первого референдума ХХ века, видимо, многое изменилось в Швеции – демократии поубавилось. 

Вот в Крыму, который Анн Линде считает недемократическим, референдум был, народ там сделал свой выбор. В СССР был референдум. В Российской Федерации проводилось голосование по вопросу о внесении поправок в Конституцию. А в Швеции, которая решилась кардинальным образом изменить свою двухсотлетнюю политику безопасности, нет. 

Почему? Ответ очевиден. 

Если смотреть на последние доступные данные опросов, то рост количества желающих «шагать в ногу с Брюсселем и Вашингтоном» (за счёт, напомню, 2 процентов ВВП на оборону – натовская лимитная дисциплина) существенно замедлился. По опубликованным данным (опрос Demoskop и газеты Aftonbladet от 19 апреля 2022 года - свежее нет по понятным причинам) едва ли больше половины шведов заинтересованы в присоединении к НАТО. Если грубо, то каждый второй швед понимает, в какую дыру тянут Стокгольм американские «друзья».

Кстати, о них. Любопытно, что в день объявления об «историческом» решении, в Стокгольме с визитом находились американские сенаторы, да не рядовые конгрессмены, а целый лидер республиканцев Митч Макконнелл. Швеция ещё в Альянс не вступила, а что говорить своему народу, американцы уже диктуют. И это только мини-версия того, что теперь их ждёт.

Более двухсот лет шведского нейтралитета, гарантировавшего Королевству безопасность и процветание, теперь в прошлом.

Так почему же не было референдума? Потому что народ давно уже в Швеции никто не спрашивает. За шведов решают американцы.

М. В. Захарова