URIAH HEEP - "Demons And Wizards" (1972, Bronze)
Дорогие островитяне, да, эта небольшая серия публикаций (еще не определился, во скольки частях) абсолютно не вписывается в тематику группы. Но... Пройти мимо такого события просто не мог, поэтому предлагаю ненадолго отвлечься от забытых и потерянных сокровищ прогрессивного рока, и немного поговорить о действительном сокровище, - четвертом альбоме британских рок-сказочников URIAH HEEP "Демоны и колдуны". А событие, связанное с этим альбомом - сегодня, 19 мая 2022 года, исполняется ровно 50 лет с момента его выхода!
Поэтому, помимо, 100-летнего юбилея Пионерии, также отмечаемого сегодня всем прогрессивным человечеством, и приведу рассказ о процессе сочинения, записи, оформления одного из самых моих любимых альбомов, как говорится, от первых лиц, музыкантов и композиторов, лидеров URIAH HEEP, Кена Хенсли и Мика Бокса, а также "господина оформителя" Роджера Дина.
Итак, история DEMONS AND WIZARDS, часть 1
Аннотация к “Demons And Wizards – The Art Of Album”
(2018, Sanctuary Records Group Ltd., a BMG company, UK)
Добро пожаловать в очень длинную очередь поклонников рока - более трех миллионов человек – которые, купив свою копию четвертого альбома URIAH HEEP "Demons And Wizards", стояли несколько минут в благоговейном молчании, глядя на обложку. Независимо от того, взяли ли вы альбом в первый раз в руки в день его выпуска 19 мая 1972 года, либо все эти годы спустя в 2018 году или в какой-то момент между ними, вы, без сомнения, потратили некоторое время, пытаясь выяснить его секреты. К счастью, вы пришли в нужное место если вы ищете ответы.
Мик Бокс, гитарист URIAH HEEP и теперь единственный из оставшихся основателей группы, говорит о обложке "Demons And Wizards": "Это действительно замечательно. Художник Роджер Дин создал настоящее произведение искусства, полностью воплотил образ, который запечатлел все, что мы пытались сказать, как музыкально, так и лирически, в то время. Оглядываясь назад, для меня очевидно, что это был первый раз в карьере группы, когда музыка и обложка были настолько едины, и, исходя из этого, это был первый раз, когда нашей аудитории был представлен весь «набор».
Спросите Кена Хенсли, автора песен и органиста HEEP с 1970 по 1980 год, автора многих песен на "Demons", а теперь плодовитого сольного исполнителя, что он думает об этом произведении спустя все эти годы, и он ответит: "Я думаю, что обложка "Demons And Wizards" была лучшим изображением, которое когда-либо было, без тени сомнения. Это так хорошо связано с музыкой. Роджер проделал фантастическую работу с этой иллюстрацией, и по сей день я вижу людей по всему миру с татуировками на различных частях их тел. Это свидетельствует о том, какое влияние оказало произведение искусства!"
Сам Роджер Дин, который продолжает создавать потрясающие произведения искусства, а также работать в различных творческих и научных областях, помещает обложку LP в совершенно другую эпоху, чем та, в которой мы живем сегодня. "Это была эпоха оптимизма и исследований, и вообще захватывающее время, хотя многое из этого люди считали ерундой", - размышляет он. У "Demons And Wizards" магическая обложка, и хотя тогда люди не обязательно верили в магию, они верили в возможности, и это было самым захватывающим в то время для меня."
Время
Во многом URIAH HEEP и дух времени 1972 года дополняли друг друга. В зависимости от того, когда вы родились, вы можете думать о 72-м как о далеком периоде времени, где все как-бы в оттенках сепии; как о золотой эре длинного лета; или, возможно, и наиболее уместно для наших целей, как о времени возможностей, когда общество, казалось, было на грани массовых изменений. Ведь американцы высадились на Луне всего три года назад. Что может произойти дальше?
Дин, человек, чьи интересы охватывают гораздо больше, чем "просто" искусство, говорит нам: "Я был полностью очарован эпохой, когда вышел этот альбом. Тогда я буквально хотел спроектировать будущее. Это казалось очень классной работой, потому что новая эпоха волновала меня бесконечно. С технологической и научной точек зрения будущее стучалось в дверь. Люди только что гуляли по Луне и все думали, что прямо перед нами открывается фантастическая дверь для космических путешествий! Конечно, это было не просто пространство, перед нами открывались другие технологии. Помню, еще студентом я ездил в Бристоль смотреть, как строится "Конкорд". Будущее было на нашем пороге, и оно кричало нам, чтобы мы вошли."
"С другой стороны, - размышляет он, - могло наступить и совсем другое будущее; Эпоха Водолея стучалась в дверь. Это не технологическое будущее, а основанное на мире и любви, которые становятся все более и более значимыми. Два будущего существовали параллельно, и я думал, что они разные, но никоим образом не противоречат друг другу."
Есть ли лучшее объяснение контекста, в котором сформировался прогрессивный рок таким, каким мы его еще не слышали. Времена, когда все менялось в начале семидесятых, когда группы стали выступать на огромных стадионах, расширяя свое звучание от психоделических корней, которые они усвоили в предыдущем десятилетии. URIAH HEEP был одними из самых выдающихся участников движения, наряду с YES, GENESIS, PINK FLOYD, JETHRO TULL и ELP, создав себе репутацию тремя знаковыми альбомами "...very 'Eavy, very 'Umble" (1970), "Salisbury" (1971) and "Look At Yourself" (1971).
Что у всех прог-групп было общим, так это неортодоксальное мировоззрение и способность выразить это музыкально, и учитывая, что соответствующие звукозаписывающие компании имели необходимый бюджет, а также необходимое терпение, чтобы позволить музыкантам сочинять без вмешательства извне. Все эти факторы позволили музыке на соответствующих альбомах состоятся, на что также повлияли и яркие произведения искусства, которые их украшали. Помимо своих художественных достоинств, обложка потенциально убойного LP может дополнительно соблазнить покупателей и подтолкнуть к покупке, что делает еще более важным необходимость найти подходящего художника для работы.
Все это подводит нас как раз к Роджеру Дину, человеку, чье видение вело его по редко протоптанным тропам, и в конечном счете привело к альбому, который вы держите в руках. Когда его попросили вспомнить, как так получилось, что его художественная мышление так удачно дополняло философию URIAH HEEP, он сказал: "Дизайн этот всегда был у меня на уме, начиная с того времени, когда я жил в Гонконге ребенком. Мы были там с 57 по 59 год, когда мне было 12-14 лет. Для всех людей это очень восприимчивое время в их жизни, и для меня оно было особенно запоминающимся, потому что это было время, когда я открыл для себя рок-н-ролл благодаря радио американской армии, которое было повсюду в Гонконге. Мое представление о том, что происходит в Англии, было заимствовано из ежегодника Руперта Бира и комикса Дэна Дэра "Орел", известного как "Пилот будущего". Это навело меня на мысль, что я действительно хочу проектировать будущее. Это было именно то, что я хотел делать."
Роджер продолжает: "Когда я поступил в художественный колледж в Кентербери, я обнаружил, что образ будущего, которому нас учили в студенческие годы, был удивительно скучным. Очевидно, мы все собирались жить в коробках, которые были полностью обезболивающими и стерильными, и что еще хуже, лишенными чего-либо духовного. Я действительно отказался от этой идеи, и позже, в Королевском колледже искусств, где я изучал дизайн мебели, я создал то, что было известно как "стул морского ежа". Он имел форму морского ежа, но если сесть на него, он разваливался и давал необходимую поясничную поддержку. Когда ты вставал, он снова обретал прежнюю форму."
Любой, кто знаком с темами природы, которые наполняют обложки альбомов Дина для URIAH HEEP, поймет, как это развитие привело художника в область рок-музыки. "Я получил много рекламы от стула, - добавляет Дин, - потому что он был выставлен в Центре дизайна в Лондоне. Два производителя хотели производить их, а второй из них также занимался уличными стульями для отдыха на природе, которые я также разрабатывал в то время. Они хотели, чтобы я упростил свой дизайн, чтобы они могли использовать его в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне, что я и сделал. Затем Ронни попросил меня сделать обложку альбома для группы под названием "THE GUN", а затем и для нескольких джазовых альбомов - вот так я и попал в музыкальный бизнес."
Перевод Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, март 2019)