Манчжурский орех – дерево сколь уникальное, столь и универсальное. Ближайший родственник грецкого, он имеет дальневосточные корни, но прекрасно себя чувствует в средней полосе Европейской России. Гигант с шатровой кроной формируется очень быстро, на пятый-седьмой год начинает плодоносить, а общий срок жизни красавца составляет 200 и более лет.
Орех легко становится естественным центром ландшафта. Подобно амурскому тигру он лидер и сам выбирает компанию: под сенью ветвей не выживают вездесущие одуванчики, крапива, малина, тёрн... Зато летом здесь с удовольствием гнездятся совы, до Нового года по веткам скачут белки, ранней весной спрятанные хвостатыми орехи азартно доклёвывают дятлы. Орех неприхотлив к почве, не требует регулярной обрезки, хотя при желании из него можно сформировать и раскидистое приземистое и пирамидальное растение. Почти всегда он зацветает после поздних весенних заморозков и даёт стабильно пару вёдер орехов (большое дерево в урожайный год может принести и 50-70 кг). Плоды внешне очень похожи на грецкие, но само зерно из-за толстой скорлупы занимает всего 20 % объёма. Зато варенье из молодых орехов получается даже более вкусным, чем классическое «царское» из Армении. А весной из ствола можно получать сок, по вкусу неотличимый от берёзового, хотя делать это не рекомендуется, дабы не расходовать понапрасну питание самого дерева.
Скорлупа спелых орехов давно стала популярным материалом для декоративного творчества: благодаря прочности, яркой расцветке и необычной текстуре она котируется наравне с берёзовыми сувелями и капами. Древесина считается одной из лучших для изготовления ружейных лож и ценится в мебельном производстве. В дело годятся даже свежие и сушёные листья: благодаря высокому содержанию йода и эфирных масел они обладают прекрасным ранозаживляющим свойством, снимают усталость при добавлении в ванну или садовую обувь. А околоплодники содержат очень устойчивый натуральный краситель, который можно использовать как морилку или для изменения цвета тканей.
Орех хорошо переносит пересадку, но только в раннем возрасте. Основной корень у него стержневой, поэтому двухметровое дерево лучше не трогать. Технология раннего купирования центрального корня хоть и практикуется в питомниках, но едва ли оправдана без крайней необходимости: именно центральный “якорь” позволяет гиганту сохранять устойчивость при штормовых ветрах. Зато здоровое дерево в непогоду выглядит поистине могущественно: глядя из уютной комнаты на массивную колышущуюся крону, невольно переносишься из привычного Подмосковья в дальневосточный мир первобытных стихий...
Павел Рожин
Иллюстрации автора