Найти тему
Metalogeddoncult

ЗАБЕГ ПО КЛАССИКЕ #3 - 30 ЛЕТ МËРТВЫМ ДУШАМ! ПОЛНЫЙ ОБЗОР. ПЛЕТЁНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КЕЛЬТСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И ПРЕЛЮДИЯ ПОСТ-МЕТАЛА

Оглавление

Madness is something really individual...

Post Metal/Avantgarde Sludge/Atmospheric Post Hardcore/Tribal Ambient

Пещерным здравствуйте! Сегодня мы рассмотрим легендарное творение по меркам андерсцены в тяжёлой музыке, альбом, который зашёл мне сразу, но, чтобы уловить его детали, потребовался год, альбом, который положил начало авангардным Neurosis, которых мы знаем до середины 2000-х и альбом, который сейчас считается у меня самым любимым в музыке, опережая даже великолепный Blood Mountain 2006-го от Mastodon. Альбом, отметивший 19 мая свой 30-летний юбилей, и самое интересное, что предположительно в это время год назад я с ним и познакомился. Это обзор, который я продумывал долго, ещë за полгода до юбилея, и в котором хочу тщательно разложить всë по полочкам, раскрыв суть и идею данного полотна. Neurosis - Souls At Zero.

-2

ЧАСТЬ 1 - ПРЕЛЮДИЯ ПОСТ-МЕТАЛА

Мёртвые (Пропащие, Заблудшие, можно по-разному переводить) Души являются третьим полноформатным альбомом культовых Neurosis из Окленда, которые на дебютном Pain Of Mind 1987-го играли краст-панк и хардкор-панк, на втором альбоме The Word As Law взяли более металический курс в своём звучании, и Souls At Zero, выходя в 1992-м году, меняет всё.

Во-первых, пост-хардкорное звучание становится объёмным, сама атмосфера ледяная, что отлично сочетается с обложкой альбома, ибо только в её центре находится оранжевое пламя посреди чёрного и синего - холодных тонов.

Во-вторых, здесь есть сладжево-думовые тягучие гитарные пассажы. В-третьих, кроме объёма авангардность подчёркивается вкраплениями трайбл-эмбиента, джаза и неоклассики, поскольку участие в альбоме принимала виолончель, скрипка и флейта (Скотт Келли знал девушку со школы); а также спокенвордами, которые мы затронем позже. Соответственно, по разноплановости материала Souls At Zero может сравниться разве что с Times Of Grace 1999-го.

В-четвёртых, под инструментал очень эффектно накладываются истерические вопли Стива Вон Тилля (мой любимый участник Neurosis) и Скотта Келли, ещё молодые и незрелые. Но подобный альбом не может существовать без мелодики, характер которой приобретает инструментал за счёт акустических чистых бриджей и вступлений.

-3

To Crawl Under One's Skin начинается с колокола, перерастая сначала в мелодичное акустическое интро, уже через несколько секунд переходящее в начальный тяжёлый рифф. Композиция имеет схожую структуру с последующим Stripped, когда рифф закручивается и обладает прогрессивным гитарным рисунком, который увеличивает скорость ритма. И вокальные завывания на припеве - это что-то...

Souls At Zero. Лучшая композиция альбома и лучшая композиция, что я в принципе слышал. На альбоме представлены 2 версии: оригинальная и демо, и здесь моë глубочайшее уважение, поскольку демки в большинстве случаев - это необработанный и сырой материал, выполняющий функцию забить место на делюкс-версии работы, но не тут-то было. Оригинал - это 👌. В начале этот спокенворд дрожащим голосом: coooold, I'm cooold, потом шарманка в лице гитары Стива просто завелась (неподготовленному слушателю может показаться, что гитары не настроены), задавая тон основному риффу - вот тут прям сладж, многократно повторяющийся и заедающий в башке, который дополняет клавишное вступление, и я желаю, чтобы его закаверили на фортепиано. А дальше пошлоооооо, включилась перкуссия, и ударом по голове этим ритмом! Как это играется в лайве, это сыграно ещë лучше, чем в записи. Neurosis, и в особенности Стив Вон Тилль с дреддами на лайве, молодой с гитарой, играя этот рифф, прогибаясь под увесистой тяжестью тягучего думового атмосферного сладжа. Ухххххх. Ещë отмечу, что у команды на лайвах того времени в каких-то подвалах (тру андер) был большой экран с визуализацией, как у крутых прославленных команд.

Но мы идëм дальше: ритмично грохнули слушателя, и шарманка закрутилась и залилась, ускоряя темп, но после удара, сфокусировавшись на акустическом гитарном тоне, который переходит в грандиозный тяжëлый и стремительный заезд, потом снова акустическая гитара, потом снова утяжеление, которое с нами уже остаëтся и куда входит вокал Скотта и бэк Стива. Совершенно душераздирающе! Но самый любимый момент после гениального интро я обозначил как вокальное исполнение и инструментал перед бриджом,(и там слышится пыхтение остановившегося поезда), это просто надо услышать, дальше всë медленно переходит к финалу, и точкой отсчëта становится самая надрывная строчка Скотта: "These are, these are visiooooons ooooon" (поражаюсь, как он это тянет). Потом пауза. Резко обрывается, и нас отматывает к началу с его ледяным и хладнокровно спокойным (и в какой-то степени интеллектуально-жутким неизбежным) акустическо-гитарным подходом, а потом самый атмосферный момент с гулким громовым ритмом впротивовес бахающему ритму из интро, похожему по структуре, но атмосферно разным. Реалистичный, размеренный и глубокий финал. Самый отличный пример композиции, отлично структурированной и богатой на моменты для изучения ухом.

И тут Souls Demo, он в каком-то аспекте звучит ещë крышесноснее оригинала. Оригинал - это атмосферная версия (и глубина как раз достигается бас-гитарой, которая обычно выполняет лишь поддерживающую функцию), демо - версия от мира материала, здесь не будет звука сырых стен и акустики, здесь очень насыщенный инструменталом вариант. Удар в интро ещë более убийственный, клавиши подключились на протяжении всей первой части до вокала, вокал звучит как в демке, необработанный (Но меня это волнует?), но главное отличие, как я сказал, в интро и аутро. Темп здесь в несколько быстрее, чем в оригинальной версии, а финал просто занëс (из-за клавиш и скорости) - грандиозно, монументально, эпично и театрально (хотя, тем не менее, альбом крайне реалистичный). Лучший финал, что я слышал у композиций. И мне нравится, что в лайве играли разные версии:

Более ускоренную:

И оригинальную:

https://youtu.be/c-BS7C1TFF4

https://youtu.be/orPAkoqxx-I

P. S. лучшая запись (23:18)

Zero. Интерлюдия, полностью основанная на части гитарной мелодии из прошлой композиции и наложенного поверх спокенворда.

Flight. Композицию открывает замысловатый мотив и материалом это больше походит на прошлый альбом The Word As Law, но так звучит она ровно половину. Со второй минуты нас поглощает мелодичный трайбл-эмбиент с использованием флейты, который атмосферно является кинематографическим саундтреком к фильму "Плетëный человек" (1973), о котором поговорим позже. Прерывает слушателя лишь тяжëлый припев на последних 20 секундах, создавая контраст.

The Web. Самая тяжëлая композиция альбома и вторая, начинающаяся со спокенворда. Начинается с тяжелейшего на альбоме зубодробительного риффа, который длится до финала. Очень запоминающаяся вокальная линия.

Sterile Vision. Souls At Zero, по моему мнению, держится на трëх китах: одноимëнной композиции, Sterile Vision и Stripped. После традиционного спокенворда нас встречает чистейший акустический мелодизм с атмосферой нахождения в горячей сауне и с испарениями где-то слышен вздох Скотта Келли. Мурашки по коже. Это интро чередуется с ритмичным утяжелением, это шедевральнейшие хуки, за которых ухо постоянно цепляется и проигрывает в голове. И здесь я вновь подчëркиваю глубину баса. Далее к нам врывается необузданный вокал Скотта со словами: "Bury me in a shaaaalow graaaave..." А со второй половины к привычным тяжëлым техничным партиям, в которые перекочевало мелодичное интро, примешивается труба, и всë это превращается в джаз! Джаз на альбоме! Магия и волшебство! И гитары конечно в финале просто поют! При прослушивании композиции и, в особенности, джаз-парта с трубой, возникает ощущение нуарной атмосферы и прогулки по центральной улице вечернего города (у меня в Бресте это улица с сохранившимися домами 20 века и фонарями).

A Chronology for Survival. Ещë одна композиция с самой запоминающейся вокальной линией на припеве, которая превращает эту композицию в своего рода андеграунд-гимн. Первые 2 минуиы накаляют обстановку, подводя нас к неизбежному ужасу и дичайшим воплям далее, а с 5 минуты вас ждëт скрипка. Видал я, как они творят это в одном из лайве. Пожалуй, самый неоклассический парт на альбоме. Ближе к финалу вместе с гитарами и тяжестью, всë музыкальное зрелище становится ещë грандиознее и монументальное. Композицию отлично завершает спокенворд, а для тех, кто в теме, тот ещë понимает, какая пасхалка в нëм спрятана.

Stripped. Лучшая композиция на альбоме после Souls At Zero. Обладает этой прогрессивной закрученностью и драйвовостью (как и в ритмичности Sterile Vision, так и в To Crawl Under One's Skin) в припеве, (если можно так выразиться), но этот припев - лучший припев на альбоме, вызывает у меня прилив адреналина. Эту драйвовость всë также подчëркивает вокал, который так тянет эти ноты! И здесь вновь просыпается флейта, выкладывая 1 часть мозайки авангардного пазла, потом перед бриджом на тебе хор, на мгновение звон колоколов, отсылающий нас к To Crawl Under One's Skin. И бридж здесь лучший на альбоме: трайбл-эмбиент создаëтся не только флейтой, но и племенным перформансом перкуссии благодаря талантливому барабанщику.(Mastodon сказали, что, создавая свой трагичный прошлогодний опус Hushed And Grim, вдохновлялись Neurosis, и пусть Скотта Келли на фите нету впервые за всë время с Remission, именно влияние тягучих и думовых бриджей очень характерно для бриджей композиций The Crux, More Than I Could Chew и Savage Lands.)

Но композиция могла отлично завершиться на меланхоличном бридже, но она, как уже сложилось структурно на этом альбоме (одна из композиционных сонграйтерских фишек), переходит вновь в ритмичную и тяжëлую часть (правда,с ускоренным темпом), которая обрывается, опять заигрывая с хоровой вставкой! И этот бридж, опять же, совершенно по-новому воспринимается в лайве.

https://youtu.be/9DPbVZIb818

Takeahnase. Самая драматичная и кульминационная композиция, которая в очередной раз показывает мощнейший вокальный перформанс и особенно рвëт на части в припеве.

https://youtu.be/6nMjvvLl1Sc

Empty. Инструментальное аутро, самое меланхоличное и мирное, акустическое и мелодичное и лирическое, опустошающее. Вот и вся развязка альбома.

Cleanse III. Live In London. Лайвовый бонус финальной композиции из грядущего альбома Enemy Of The Sun, которая была разделена на 4 части и представляла из себя полноценный шаманский эмбиент на 25 минут, в лайве еë даже отыгрывали полностью. Очень крутой набор сэмплов с каким-то набором звуков сражений и сабель, и да, это бенефис барабанщика, который отыгрывает как племенной шаман.

https://youtu.be/ks7mBwr98d0

-4

ЧАСТЬ 2 - ПЛЕТËНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Внимание! Данная часть обзора содержит спойлеры к фильму "Плетëный Человек" (1973).

P.S. Ни в коем случае не смотрите римейк 2006 года с Николасом Кейджем!

Работая над альбомом, команда нашла 2 основных источника вдохновения. Название альбома - Souls At Zero - отсылает нас к одной из глав романа Клайва Баркера "Великое и тайное представление" (1989), которая на русский язык переводится, как "Пропащие души". Эта небольшая глава повествует о сыщике Гарри Д'Амуре, который расследует дело о массовой драке с убийствами в Нью-Йорке, в которой замешан демон.

-5

Но гораздо более важным источником вдохновения стал фильм "Плетëный человек" 1973 года от американского режиссëра Робина Харди, снятый по мотивам романа Дэвида Пиннера "Ритуал". Он является классическим в рамках жанра детективного фолк-хоррора. Целый год я стремился разгадать тайну обложки, ибо по моим размышлениям там был изображëн первобытный человек, но теперь я знаю гораздо больше. Обложка иллюстрирует плетëного человека рядом с горящим костром, который окружает древний символ урборос - вечность и бесконечность, перерождение. Плетëный человек, как и название последующего альбома Enemy Of The Sun 1993-го олицетворяют причастность к язычеству, в данном случае к кельтскому. Солнце есть эмблема язычников, а плетëный человек - символ обряда жертвоприношения. Внутрь этой гигантской фигуры (от 170-180 м до размеров с Троянского коня) вкладывали жертву из животных, а в неурожайные годы - человека, поджигая еë, таким образом молясь Богу Солнца. Теперь свяжем обложку с фильмом: в центре детективная история с пропажей девочки и отдалëнным шотландским островом Саммерайл, которая поэтапно превращается в путь мученика к вере, где мучеником выступает порядочный британский полицейский, отправляющийся за уликами на остров, где встречает одно сплошное вырождение по христианским меркам и лорда, который допустил всё происходящее. Но в конечном счëте не выигрывает никто: христианину не помогла вера, и его сожгли на костре, лорд Саммерайл понял безнадëжность ситуации, ибо на скалистом острове по научным соображениям бессмысленно выращивать овощи и фрукты, соответственно языческие жертвоприношения также не работают. В итоге под аутро Empty опустошаются все: и полицейский-христианин, и лорд-язычник. При этом, на Скотта Келли фильм произвëл впечатление из-за духовного единства, поскольку сами Neurosis являются язычниками.

Лорд Саммерайл (Кристофер Ли)
Лорд Саммерайл (Кристофер Ли)
Постер
Постер

Важную роль в альбоме, как я сказал, играет и семплирование из разных источников.

В семпле The Web произносится следующее: "My own judge, my own jury, my own executor" и перед этим говорят про comrades, таким образом олицетворяя в себе выдержки из документального фильма "Триумф Воли" (1934) и слэшера "Затаившийся" (1986). Первый - это хроника Нюрнберского съезда НСДАП, снятая по заказу Адольфа Гитлера.

-8

Второй - слэшер "Crawlspace" о сыне нацистского преступника. Цитата же "Я сам себе бог, сам себе судья, сам себе палач" принадлежит Хансу Фридриху Карлу Гюнтеру, автору работ о расовой теории и превосходстве немецкой нации. Кстати про немцев, интересно, что Mastodon 8 лет спустя в своём дебютном мини-альбоме "Demo" в треках We Built This Come Death и Hail To Fire используют сэмплы из Нюрнбергского процесса (Не путать со съездом!)

-9

Финал A Chronology for Survival - это одна из цитат лорда Самерайла из "Плетёного человека", которого кстати сыграл Кристофер Ли (он же известен как граф Дуку в Звёздных Войнах).

Ну а теперь перейдём к прямому разбору лирику и соединим его с сюжетом "Плетёного человека".

To Crawl Under One's Skin или "Лезть под кожу" - композиция, лирика которой построена на контрасте между огнём и льдом. Как я уже говорил в разборе обложки, на ней представлен в большей степени синий и чёрный цвета, а огонь горит лишь в центре. Таким образом, огонь и Бог Солнца - это символ очищения, ледяная стена и мороз - смерть...

Souls At Zero - в интерпретации Neurosis скорее Мёртвые (прямым текстом), а не заблудшие души. Тут прямая отсылка к лорду Саммерайлу и его острову, на котором не способны прорасти плоды:

Ни одно семя не вырастет из этой бесплодной земли

Наша надежда, нерожденная, умерла

Я спал в грязи

Под светом луны

И я знаю, что наши души погибли.

Герой мёртв для своих страхов, а свет и пламя костра носит исцеляющий эффект. И я думаю, что в семпле "Cold... I'm cold..." слышен голос одного из участников группы, наверняка Стива Фон Тилля, и спокенворды с участием Neurosis по альбому также рассыпаны.

Sterile Vision раскрывает нам символику стихий:

Похороните меня в неглубокой могиле

Так что дождь смоет меня

И солнце сожжет мою душу

И земля будет питаться мной

A Chronology for Survival - это круговорот жизни в язычестве: "встать, бежать, кормить, созревать, израниться, увядать, падать, снова подниматься". По поводу этого цикла и познания души в посмертии в фильме была песня, которую пели дети:

Дерево росло в лесу.

На дереве был сук.

На суку была ветка.

На ветке было гнездо.

В гнезде было яйцо.

В яйце была птица.

На птице были перья, которые покрыли кровать.

На кровати была женщина.

На женщине был мужчина.

У мужчины было семя, из семени получился мальчик.

Из мальчика вырос мужчина.

Мужчина умер, а на его могиле выросло дерево.

Stripped. Раздетый. Если говорить в контексте фильма, то это развязка, в которой полицейского заманивают в ловушку, дабы раздеть и поместить внутрь плетёного человека:

"Чёрт возьми, твои глаза"

я говорю с виселицы.

Таким образом, плетёный человек- это своеобразная альтернатива виселицы или креста для распятия.

Нет права на мою собственную реальность

Основание, смерть при жизни

Убийство в матрице

Дыра в твоей душе отмечает руины

Потерянный город

Потерянный ребенок.

Takeahnase заканчивает линию, сжигая плетëного человека, а Empty оставляет слушателя наедине с духовной пустотой главного героя, поскольку, как я понимаю, вопрос язычества поставлен под сомнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революционный Souls At Zero 1992-го года входит в легендарную четвëрку классических альбомов Neurosis, несущих важное значение для андермузыки: среди них оказались Through Silver In Blood 1996-го, Times Of Grace 1999-го и A Sun That Never Sets 2001-го. Souls At Zero по уровню разнообразия материала может лишь сравниться с Times Of Grace, он является прелюдией Through Silver In Blood (и логично, что это следующий альбом по атмосфере и материалу за "Душами", но ребята спустя год поменяли вектор направления, решив вкладывать идеи в развитие дума). Таким образом:

Souls At Zero 1992 ➔ Through Silver In Blood 1996

Enemy Of The Sun 1993 ➔ A Sun That Never Sets 2001

Souls At Zero находится на стыке жанров, но одно определение я могу дать точно: это пост-метал по атмосфере в его тогдашней форме. И пост - это не столько про стилистические рамки, сколько -пост как приставка - более прогрессивная, революционная форма. И пусть Through Silver In Blood глубже по атмосфере, для меня субъективно данный альбом лучший за дискографию, заставляющий задуматься. Здесь чувствуется влияние каждого музыканта, особенно поражает глубина баса и племенные барабаны, приглашëнный оркестр и демо-версии композиций. В отличие от политизированных прошлых альбомов Neurosis решили оформить свою духовную глубину, заигрывая с символикой. И пусть у меня есть проблема: я отвергаю альбомы с сатанинской тематикой и не могу проникнуться их атмосферой из-за понятного внутреннего барьера, тем не менее, я ценю духовную глубину Neurosis, и, пусть с язычеством (особенно на славянских землях) у меня сложилось нейтральное отношение, альбом в контексте фильма переворачивает мои представления, но это то, что пока мне постигнуть не надо. Но с хладнокровной абстрагированной точки зрения понаблюдать за этим делом было интересно.

-10
-11

"Мëртвые души" - великий и монументальный альбом экспериментальной подпольной сцены 90-х, которому не нужен ремастер (который, к слову, вышел в 2012 году, но и до этого было куча переизданий) и который 100% актуален в наше время и который смог стать плацдармом и фундаментом для понимания авангардизма в рамках различных направлений, и не только метала (тот же Igorrrr, например). Souls At Zero, как и Leviathan 2004-го Mastodon можно назвать музыкальной визуализацией произведения, в данном случае фолк-хоррора.

https://open.spotify.com/album/1G8Ci03Sq6171rhx7dyKe2?si=dWXmRsJrTB-PDbAPJCPzQQ&utm_source=copy-link

https://t.me/metallogedonstorage/2285

https://t.me/metallogedonstorage/2426

Спасибо за внимание! Респект тем, кто дочитал этот длиннющий лонгрид до конца!