Найти тему
В переулках истории

На какую мать Украина променяла прошлое

Согласитесь, что практически любая скульптура должна что-то символизировать. Без смысла ну ни как. Скульптуры бывают разные. Одни дарят эстетическое наслаждение, другие - доносят до людей нечто важное.

Идею об использовании уличных памятников для агитации и пропаганды активно реализовывали большевики, устанавливая на площадях бетонных или каменных борцов - революционеров.

В мае болгарский скульптор Недельчо Костадинов на злобу дня изваял памятник, в котором воплотил образ матери. Украинской, понятное дело. У нас, славян, с образом матери веками ассоциируется Родина.

В России, здесь я имею в виду и Российскую империю, и СССР, Родина всегда представала в образе женщины. Это символ нашей русскости, русского мира.

От древнерусской Великой Богини-матери к образу Русской земли как живому существу. В 16 веке Андрей Курбский: ”Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли, что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение!” Параллельно развивается идея о защите матушки-земли Русской.

Словосочетание родина-мать появилось у Н.А. Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо?”:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Визуальный образ России в женском облике появился благодаря Петру I. На личной печати царя в 1711 году изображен Петр, который ваяет статую России - это женщина в короне, с державой и скипетром в руках.

В 19 веке белорусский скульптор М. Микешин изображает на вершине памятника “Тысячелетие России” две крупные фигуры. Ангел осеняет крестом женщину, которая преклонила перед ним колено. Ангел символизирует православие, а женщина - Россию.

Первая Мировая война. Образы разные, а суть одна. Страдания и жертвенность России, тревога о своих сыновьях. К тем, кто в плену обращается плакат «Москва русским воинам в плену”.

Плакаты времен Первой мировой войны
Плакаты времен Первой мировой войны

Какой воспринимается Россия по плакатам того времени?

Наконец, тот образ Родины-матери, который знает каждый. В Великую Отечественную войну его создал И. Тоидзе. И конечно, статуя Е. Вучетича в Волгограде “Родина-мать зовет!”

-3

Давайте еще раз взглянем на эту женщину, олицетворяющую страну в годы страшной войны. Здесь и страдания, и сила, призыв к чувству долга и призыв защитить ее детей. Красота и ДОСТОИНСТВО.

Какой увидел украинок болгарский мастер? Свою скульптуру назвал "Крик украинской матери" и посвятил конфликту на Украине. Она установлена в Княжеском саду в столице Болгарии.

"Крик украинской матери".
"Крик украинской матери".

Оценка сего шедевра получилась неоднозначной. Но тем не менее, давайте рассмотрим. Поищем смысл, идею автора.

Раскрытый рот уже был у Э. Мунка в картине “Крик”. Не оригинально. Почему такая неряшливая полураздетая женщина в майке? Ведь украинки красавицы вне зависимости от возраста. С точки зрения физиологии возникает вопрос, почему женская грудь на животе? Почему разновисящая? Другого слова не подобрала. Обращает на себя внимание строение головы, напоминает неандертальца.

Честное слово, обидно. На мой взгляд, получилась насмешка над горем матерей. Если такая скульптура увековечила образ украинских женщин, то остается только удивится в очередной раз. Вам такое надо было, украинцы? Однако, цэ Европа! Значит, ценности их нам не понять!

Подписывайтесь на канал. Будем помнить, что красота спасет мир. И спорить с Достоевским Ф.М. не будем)