С разницей в неделю умерли подельники Ельцина по умервщлению СССР: Кравчук и Шушкевич.
Ушли, так и не дождавшись суда людского за совершённое ими три десятилетия назад.
Из главных разрушителей Советского Союза, в результате чего не только могучее, огромное государство со славной историей исчезло с мировой карты, но и немалая часть входивших в него республик умылась кровью – да и сейчас умывается на просторах Украины – остался лишь Горбачёв. Тот самый, что стал инициатором действа под названием «перестройка», приведшего к тому, что в народе получило более соответствующее его сути название – катастройка.
Трое из этой непочтенной компании - Горбачёв, Ельцин, Кравчук – бОльшую часть своей жизни лезли к власти с партбилетом КПСС в кармане. Лишь Шушкевич случайно затесался в эту компанию – пришёл из науки на волне горбачёвской «демократизации».
Горбачёв в 1949 году, будучи школьником, за ударный труд на уборке зерновых был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Это как же надо было работать – не есть, не спать, дымиться от напряжения - чтобы получить такой орден, чтобы девятиклассником стать орденоносцем. Комбайнёр, у которого помощником работал будущий генсек, в таком случае, должен был стать Героем Соцтруда. Но не стал, нигде об этом не упоминается.
Может, причина кроется в том, что 1939 году один из дедов Горбачёва стал председателем колхоза, а позже заведовал районным земельным отделом. Начальствовал над колхозами района.
Помог тот орден в карьере рано определившегося паренька, полгода жившего при оккупантах (в ту пору в анкете была строка о сообщении подобного факта).
В десятом классе, в 19 лет стал кандидатом в члены КПСС.
В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и поступил без экзаменов в МГУ – с его-то анкетой, бывшего в оккупации - такую возможность предоставляла высокая правительственная награда.
В 1952 году, в 20 с небольшим был принят в КПСС. Похоже, зарекомендовал себя суперубеждённым, суперидейным ленинцем-сталинцем.
Через 40 лет этот "убеждённый" партиец, так и не научившийся правильно расставлять ударение в словах русского языка, в огромной степени способствовал уничтожению той самой партии.
Примерно в то же время
"в Свердловске инженер-строитель Ельцин, «по убеждению, по зову сердца» вступивший в КПСС, стал известен тем, что готов был «разбиться в лепёшку, но выполнить любое задание партии».
Став первым секретарем обкома – что неудивительно при той жажде власти, которую он позже продемонстрировал стране и миру - Ельцин немедленно исполнил давнее решение Политбюро ЦК КПСС о сносе дома Ипатьевых (где была расстреляна царская семья в 1918 году). Предшественники Ельцина по обкому этого делать не стали.
В июне 1985 г. Ельцин, первый секретарь Свердловского обкома КПСС, стал секретарем ЦК КПСС. Его жесткость и решительность понравились Горбачеву и Лигачеву, тогда «второму» в КПСС, и Ельцин был «направлен» в Москву для «наведения порядка» после консерватора Гришина.
Ельцин без колебаний снял с должностей 22-х первых секретарей московских райкомов КПСС, других довел до самоубийства, некоторых до инфаркта. Замену снятым секретарям Ельцин осуществлял по принципу «шило на мыло». Самомнение Бориса Николаевича, не меньшее, чем у Михаила Сергеевича, вскоре подвело его. На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС Ельцин, подумав, что настало его время, позволил себе покритиковать деятельность Политбюро и Секретариата ЦК КПСС. Он также высказал озабоченность по поводу неумеренного «славословия некоторых членов Политбюро в адрес Генерального секретаря».
Но поторопился, поддержку от сопартийников не получил.
Собственную карьеру в партии делал и Кравчук, бывший в 1950 г. членом бандеровской сотни «отважных юношей». Позже, поняв, что в открытом бою с советским строем и государством не справиться, бывший прихвостень бандеровцев стал делать карьеру в комсомольских и партийных органах Украинской ССР. А когда пришло смутное время, внёс свой смертельный вклад в уничтожение СССР.
О Шушкевиче добавить к ранее сказанному добавить особо нечего. Человек держал, что называется, «нос по ветру».
А уничтожали Советский Союз не только в нарушение законов, но и в определённой степени спонтанно.
«17 марта 1992 г. президент Украины Л. Кравчук в интервью московской журналистке К. Волиной сообщил, что Ельцин в Вискули прилетел с согласия и по поручению Горбачева, которого интересовали ответы Кравчука на три его вопроса.
Кравчук приехал поохотиться и обговорить вопросы поставок нефти и газа, поэтому сразу отправился в пущу на охоту. На, как вспоминает персонал дачи, его охранники распугали кабанов и зубров. Померзнув на вышке, Леонид Макарович несолоно хлебавши вернулся в теплый номер.
Что же касается Шушкевича, то тот вообще не готовил резиденцию для выработки и принятия такого серьезного документа, как Беловежское соглашение. Достаточного количества мест для сопровождавших глав государств советников, экспертов и охраны не было. В резиденции не только отсутствовали помещения для серьезной работы, но не было даже печатной машинки и другой оргтехники. За факсом посылали самолет в Москву.
Что же касается Ельцина, он в Белоруссию, как говорилось, летел с согласия Горбачева, а его команда в составе Г. Бурбулиса, Е. Гайдара, А. Козырева и С. Шахрая везла с собой наметки к подготовке текста Беловежского соглашения, упразднявшего СССР».
С. Шушкевич рассказывал, что первоначально встреча с Б. Ельциным в Белоруссии должна была закончиться просто охотой.
Однако С. Шахрай, Е. Гайдар, А. Козырев и особенно Г. Бурбулис постоянно «поджучивали» Б. Ельцина подготовить в пику М. Горбачёву свой вариант договора.
По словам С. Шушкевича: «Всё решилось на основе хорошей вечерней бани».
«Существовал договор-заготовка, разработанный ещё в феврале славянской «тройкой» вместе с Казахстаном. 7 декабря прилетел в Минск Ельцин, за этим столом мы проводили деловую игру: как заинтересовать Украину. Я уехал в аэропорт встречать Кравчука уже с коммюнике, он сразу согласился, хотя, откровенно, я не надеялся. Тогда и решили, что надо идти дальше. Что и случилось в Беловежской пуще.
Мы готовы были выехать встречать Назарбаева. Когда он сел в Москве, была связь. Он изъявил желание сразу же приехать. Но потом сослался на долгую заправку самолёта, потом, что поздно…»
Л. Кравчук, Президент Украины:
«Ельцин привёз с собой горбачёвский текст о создании Союза. Горбачёв делал нам следующие предложения: Украина вправе внести любое изменение, даже составить новую редакцию при единственном условии – она должна предварительно подписать этот договор. Сам Ельцин сказал, что подпишет только после меня. Таким образом, судьба договора целиком зависела от Украины. Я ответил: «Нет». Сразу встал вопрос о подготовке нового документа. Специалисты работали над ним всю ночь. Я подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований. Оказывается можно все решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центром».
Но, несмотря на неподготовленность и поспешность действий заговорщиков,
на следующий день - 8 декабря 1991 года - в белорусском урочище Вискули в заповедной Беловежской пуще эти лидеры 3-х союзных республик тайно подписали Соглашение о ликвидации СССР.
Причём подписали, не имея на то никаких законных полномочий и в нарушение итогов мартовского референдума».
Ельцин тут же поспешил позвонить президенту Дж. Бушу-старшему и доложить, что задание, полученное им в США в 1989 г., успешно выполнено. Это же надо было так унизиться главе России, одному из ведущих государств мира! К сожалению, Борис Николаевич в бытность президентом России, так и остался у американцев на побегушках.
О подписании Беловежского соглашения и телефонном звонке Ельцина Бушу, Горбачеву доложили незамедлительно. Но поезд, как говорят, уже ушел. Ельцин, позвонив Бушу, намекнул Горбачева, что больше не считает его партнером.
У президента СССР была возможность привлечь к ответственности участников позорного беловежского сговора. Советский спецназ почти сутки в полной боевой готовности ждал вылета в Белоруссию для ареста заговорщиков.
Лёту до авиабазы «Засимовичи» менее часа. Но приказа от президента СССР так и не последовало, хотя законы СССР и результаты мартовского 1991 г. Всесоюзного референдума о сохранении Союза, подтвердившего стремление 77,85% населения жить в единой стране, позволяли Горбачеву принять самые суровые меры к беловежским заговорщикам».
«Большое и лёгкое решение было отпраздновано большим застольем…
Эту победу, распад империи, решили хорошо отметить!
И доотмечались…
С тех пор по стране гуляет ёмкая фраза: «Сообразили на троих, а голова болит у миллионов».
«Бывший 1-й секретарь Крымского республиканского комитета Леонид Грач, рассказывал:
«Когда уже после своей отставки Ельцин в 2001 году приехал с семьёй на отдых в Крым, мы встретились, долго сидели, разговаривали. Выпили по паре фужеров вина – и я начал рассказывать Ельцину анекдот:
«Борис Николаевич, в Крыму часто задают один вопрос».
«Какой?»
«Кто из вас был самый трезвый в Беловежской Пуще: вы, Кравчук или Шушкевич?»
Ельцин нахмурился, но попросил продолжать. Тогда я сказал:
«Говорят, что Кравчук. Потому что Крым себе оставил».
Тут Борис Николаевич страшно возмутился. А когда выпалил наболевшее, сказал:
«Знаешь, там, в Беловежской Пуще, если бы я захотел, мог взять карандаш, прямо по карте провести от Харькова до Измаила и сказать, что всё это остаётся в России. Кравчук бы и словом не возразил».
А теперь идут бои на Украине не только за Донбасс, не только против нацизма, почти ставшего государственной идеологией, но за Крым, который для бандеровцев стал своего рода занозой и поводом лить кровь и русских, и украинцев.
Жаль, что виновные во всём творящемся на просторах Советского Союза ушли от людского суда.
Мало этого, одному из троих построен музей и стоит памятник.
Остаётся надеяться на суд Божий. Уж слишком много крови и горя на каждом из них.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.