Село Ириб занимает часть горного ущелья и находится на левобережье реки Тленсерух – притока Кара-Койсу в том месте, где в нее впадают воды Даргана, который делит населенный пункт на две части. В прошлом он был известен как центр Тленсерухского вольного общества, состоявшего из 13 сел. В ходе Кавказской войны Ириб находился в составе имамата как резиденция Даниял-бека – мудира Южного Аваристана. После окончания войны и до 1928 года село находилось в статусе административного центра Тленсерухского участка.
В современном аварском селе действует более 200 хозяйств. Небольшое расстояние (10 километров) отделяет его от райцентра Цуриб. Намного дальше находится Махачкала. Почти 190 километров пути лежат между столицей республики и аварским Ирибом. По соседству с ним также находятся Мукрух, Хинуб, Рульдаб и Нукуш.
По одной из версий название села произошло от аварского слова «гъириял», которое было доступно к пониманию всем ирано-язычным народностям. Считается, что основателями и первыми жителями села были иранцы. По другой версии топоним произошел от аварского слова, означающего «река».
История Ириба начинается в эпоху Сасанидской империи. Для укрепление ее окраин правители построили вдоль границ несколько укреплений, в числе которых был Ириб. До нынешних времен на территории села уцелели древние сооружения – оборонительные, крепостные, сигнальные и сторожевые башни с подземными ходами.
На территории Ириба до его вхождения в состав Северо-Кавказского имамата действовал кодекс законов. С укравшего на чужом пастбище что-либо, взымался штраф в виде пяти овец. Кроме того, вор должен был вернуть владельцу украденное. Если житель присваивал чужой скот, он должен был вернуть похищенное и заплатить штраф в виде 50 овец. За разжигание вражды между сельчанами виновник наказывался штрафом в размере 100 овец.
В конце 17 столетия жители Ириба принимали участие в освобождении Белокана от грузин. В начале следующего столетия в селе нашли убежище жители аула Рис-ор, когда на них напал хан Сурхай. В 18 веке ирибцы участвовали в разгроме Надир-шаха. Об этих событиях была сложена эпическая песня.