Найти тему
Команда PRIDUM💡

Научно-исследовательский музей в Академии художеств (живопись, архитектура, скульптура)

Оглавление

Научно-исследовательский музей расположен в здании Академии художеств на Университетской набережной д.17 Васильевского острова и включает в себя временные выставки педагогов, школьников, студентов и постоянную экспозицию, представляющую три области изобразительного искусства: живопись ("Академический музеум"), скульптуру ("Отдел слепков") и архитектуру ("Архитектурные модели и чертежи").

Существует удобный сайт музея https://artsacademymuseum.org/, в котором можно найти информацию не только по экспозициям Академии, но и филиалам музея (музеи А.И.Куинджи, И.Е.Репина, И.И.Бродского, П.П.Чистякова), а также узнать новости по выставочной жизни музея (набор волонтеров на "Ночь музеев"), записать ребенка на мастер класс по выбранной области и узнать стоимость билетов в музей.

Идея музея - предложить для изучения произведения известных отечественных и зарубежных мастеров начиная с XVIII века. Экспозиция подойдет тому, кто интересуется историей в первую очередь академического искусства, изучает копии античных статуй для собственного творчества, интересуется архитектурой города и просто ценителям красоты.

Вход

Здание Академии, как воплощение классического искусства, идеально настраивает посетителя на погружение в искусство старых мастеров. Интрига входа заключается в том, что круглое помещение холла, не являясь самим музеем уже здесь дает возможность наблюдать скульптуры, любоваться колонами, купить книгу по искусству в лавке и настроиться на масштабные интерьеры. У двух лестниц, огибающих арочный проход к аудиториям и отделу слепков, стоят мольберты с афишами и указатели-стенды на лестничный подъем в музей с его логотипом. Есть тактильная табличка для посетителей с особыми потребностями.

Поднимаясь по лестнице, можно увидеть статую льва и стенд с афишей временной выставки педагогов.

В светлом просторном помещении второго этажа с расписным потолком и скульптурами находится касса музея и вход на экспозиции живописи и архитектуры. Указатели на напольной плитке серого цвета ведут к кассе, которая предоставляет возможность приобрести аудиогид, книги, брошюры, взять флаеры с афишами выставок, обработать руки антисептиком. Есть плазменный экран с видом на Академию, полки с сувенирной продукцией (гипсовые головы, футболки, кружки) и диваны для отдыха. Вход в музей осуществляется через турникет, в котором есть въезд для маломобильных категорий посетителей.

На входе также располагается гардероб, куда можно сдать верхнюю одежду. Тусклое освещенное помещение технично, видны трубы, старая штукатурка, паркет, оборудование, лестницы, стулья, но украшено картинами и рельефами с подсветкой люстр.

Академический музеум

Основная экспозиция представляет картины из исторического собрания музея, которые служили образцами для изучения и копирования во время обучения в академии до 1917 года, а также учебные работы И.Е.Репина, И.И.Шишкина, А.П. Лосенко и советские произведения первой половины XX века.

Под картинами и на постаментах скульптур размещены номера для использования платного аудиогида, в залах имеются средства пожарной безопасности (огнетушители), нумерация экспонатов коллекции (как и в отделе слепков).

Залы организованы в традициях классического музея (Эрмитаж, Русский музей): рельефы на белых потолках, люстры, бархатные красные веревки барьеры, белые французские шторы, благородного цвета стены (темно-красный и светло-зеленый). Произведения освещены дополнительной подсветкой ламп на алюминиевых профилях. Экспозиция идеально смотрится в интерьере такого стиля и хорошего освещения.

Есть один интерактивный тактильный экспонат с материалами художника.

По периметру помещений - стулья для смотрителей и посетителей, розетки, белые батареи. Постаменты сделаны из различных материалов, но в основном из дерева разных оттенков или покрашенных в белый цвет. Используется подвесная система для размещения картин (металлические тросы, крючки). Напольное покрытие - светло-коричневый паркет.

Временная выставка "Школьный рисунок"

-10

Выделено помещение под временную выставку, посвященную школьным работам, которые участвуют в конкурсе. Посетитель на выходе из зала может оставить записку с именем понравившегося автора.

Стенды для подвески картин выполнены из дерева и покрашены в белый цвет, стены светло-голубого цвета. Все также освещается помимо основной люстры дополнительными подвесными лампами. Окна закрыты римскими коричневыми шторами, поверх которых белые французские.

Наличие текстовой информации минимально: стенды с общими описаниями экспозиций. Афиши и печатная продукция имеют качественный современный дизайн.

Архитектурные модели и чертежи

К экспозиции архитектурных моделей ведет черная чугунная лестница, стены и потолок которой украшен фресками и скульптурами. Присутствуют указатели на путь к выставке и безопасность на лестничной площадке.

Пусть до экспозиции лежит через подсобные помещения, где сложены мольберты, материалы, столы, проходят мастер-классы.

В экспозицию входят макеты Смольного, Исаакиевского, Троицкого Соборов, архитектурные чертежи. Здесь небольшое количество экспонатов, которые стоят на деревянных стойках. Помимо шаровых люстр, графические произведения освещаются лампами, которые прикреплены на серые стенды (для картин). Голубые, коричневые произведения хорошо смотрятся на серо-бежевом фоне интерьера. Имеется некоторое количество текстовой информации на табличках и номера для возможности использования аудиогида.

Отдел слепков

Чтобы пройти в отдел слепков, нужно спуститься в холл первого этажа и пройти через турникет с охраной (пропуск студентов для прохода к аудиториям). Там будет указатель на начало экспозиции, которая идет по циркулю первого этажа (комнаты идут по кругу) и заканчивается на двери, которая расположена напротив входной на выставку.

Так прогулка по миру скульптур включает в себя красивые интерьерные повороты, подъемы и спуски, контрастное освещение. Я считаю эту экспозицию наиболее привлекательной по организации и качеству выставочного материала. Здесь собраны копии античных статуй, выполненные итальянскими мастерами XVIII-XIX вв. Обучение художников всех специальностей обязательно включает изучение античной скульптурной пластики.

Напольное покрытие - мозаичное, стены и постаменты покрашены в цвет розовой глины, потолок белый. Скульптуры освещены здесь в основном естественным светом (есть не очень яркие подвесные лампы по периметру потолка), поэтому часть экспозиции тонет в тени помещения. Это создает интимную атмосферу знакомства с экспонатами.

В помещениях проходят детские мастер-классы. Экспонаты имеют подписи с названиями и хорошо вписаны в интерьер. Горельефы и лепнина помещены на стены с помощью массивных (бронзовых) прищепок и крючков цвета стен. Какие-то модельные произведения помещены под стекло. Сопроводительного текста к залам нет.

Общие впечатления

Музей Академии художеств, как и само учреждение, - дом академического искусства. В нем не только приятно, комфортно, удобно по причине соблюдения музеем современных выставочных требований, но и чувствуется дух настоящего художника, благодаря живописным уголкам здания (неубранное оборудование, старинные части колонн, гипсовые части скульптур, запахи масляных красок).

Однако, есть момент, который требует более четкого статуса, чем это было во время моего визита: вопрос разрешения фотосъемки. Дело в том, что ни на кассе, ни в залах экспозиции не было знаков запрета фотосъемки на профессиональную камеру, однако некоторые работники Академии утверждали, что использовать камеру запрещено на всей территории учреждения и нужно дополнительно оплачивать эту возможность на кассе музея. Иную информацию я получила от смотрителей выставок: "Платить нужно за фотосессии людей в музее, а фоторепортаж экспонатов и интерьера бесплатный". Надеюсь, музей придет к единому мнению по поводу фотографии и разместит соответствующие знаки, начиная с кассы.

Время, проведенное в музее, составило 2ч.

Автор статьи: София Каморник