И это звенья одной цепи, когда, превращаясь в Иванов, не помнящих своего родства, мы позволяем предавать тела близких свалке.
Редакция «Рабочей правды» 13 мая вышла на субботник. Место уборки было выбрано ещё осенью: в рамках проекта «Город мёртвых» журналисты побывали практически на всех кладбищах Полевского и его сёл.
История под нашими ногами
Особое внимание уделили старому северскому кладбищу, так как здесь буквально под нашими ногами лежит история города. И это не только захоронения конца 19-го века с интересными надмогильными памятниками, это могила героя Гражданской войны Александра Григорьева и его родителей, а также жены, могилы участников Великой Отечественной войны и воинов-афганцев. История города исчезает в мусоре – свалок внутри так много, что территорию старого погоста можно очищать годами.
Могилы под 60-ю мешками мусора
Десять человек, включая генерального директора Городского ритуального центра Елену и её сына Никиту, два часа работы – и две могилы очищены. Городской ритуальный центр предоставил мешки для сбора мусора.
Отдельное спасибо партнёру «Рабочей правды» – ритуальному салону «Память». Он всегда откликается на просьбы помочь, вот и в этот раз «Память» спонсировала приобретение мешков, инвентаря, перчаток для субботника.
Спасибо говорим также тем горожанам, кто накануне Радоницы прибрался на дореволюционных могилках, мы собрали лишь небольшое количество полиэтиленовых пакетов, бутылок и остатков старых венков.
Хочется обратиться к полевчанам: ухаживая за могилками родных , не позволяйте себе захламлять другие, найдите в себе силы донести собранный мусор до ближайших контейнеров. И главное: не позволяйте себе заткнуть собственную совесть, привозя на кладбище бытовой мусор. То, что сотрудники редакции собрали в шестьдесят мешков только при входе, говорит само за себя: плюём мы, земляки, на память предков.
От редакции: по заявке «Рабочей правды» мусор вывезли (для тех, кто хотел бы провести свой субботник: телефон для подачи заявки на вывоз мусора отдела благоустройства ЦСКУ: 5-40-65). Но уже некоторые предприимчивые полевчане стали подкидывать мусор к веткам, так сказать, метят свою территорию. Шина указывает на рядом расположенную шиномонтажку, земля усеяна чеками с заправки…
Захоронение есть, статуса нет
Осенью прошлого года мы рассказали о редакционном проекте «Город мёртвых» активистам военно-патриотического клуба «Бригада». Они живо откликнулись помочь нам навести порядок на могиле героя Гражданской войны Александра Григорьева. Не успели только заменить фотографию, которую вполне могли бы потерять безвозвратно. В день субботника Виталий Татаринцев и Илья Приданников прикрутили новое фото, выполненное по нашей просьбе ИП Олькова Е.М. (редакция выражает огромную благодарность семье Ольковых за понимание ситуации, отзывчивость и качественно выполненную работу).
Захоронение Александра Семёновича не значится в местном списке памятников истории и культуры, хотя другие могилы-захоронения в нём есть, например, на Думной горе, у Свято-Троицкого храма, в Косом Броду, в Полдневой и на Мраморском. Более того, как выяснилось, нет учётной карточки и в военкомате. И редакция намерена исправить эту историческую несправедливость, добиться не только включения захоронения Александра Григорьева в местный учётный список, но и в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Думается, что могила Григорьева достойна иметь официальный статус памятника истории Полевского. А вы как считаете, горожане?
Похороните меня под…
Писатель Павел Санаев написал повесть «Похороните меня за плинтусом» – кто не читал, рекомендую к прочтению. Это название всплыло в моей голове сразу после того, как увидела фотографии, присланные в редакцию читательницей Екатериной. Накануне её семья похоронила родственника на северском кладбище. Гроб с телом опускали в могилу, вырытую на месте бывшей свалки. Приехавшие из другого города родственники ужаснулись, сказали, что такого ещё никогда не видели. «Это просто кощунство!» – возмущалась Екатерина. – Мы выбирали из земли обрывки кофт, другие тряпки, бутылки, полуистлевшие башмаки, обрывки пакетов». Как и повесть Санаева, эта ситуация – об унижении. Унижении памяти родных и близких, которые не завещали похоронить себя под мусором.
Как рассказали работники одной из ритуальных компаний, им приходится принимать на себя гнев и возмущение родственников, хотя они только выполняют свою работу, места для захоронений определяет администрация. Редакция направила запрос в городскую администрацию, ответ опубликуем.
Ирина Григорьева,
фото Аниты Тельминовой
#кладбище #хоронят в мусоре #город мёртвых #субботник #герой гражданской войны #память #уважение #кощунство