В сегодняшней реальности ценность человеческой жизни неоспорима, а самоубийство считается грехом. Но в истории были времена, когда сведение счетов с жизнью вызывало уважение как проявление благородства, и такой подход имел место не только в культуре самураев.
Что случилось с Лукрецией?
В Древнем Риме матронами называли замужних женщин. Благочестие и верность – основные добродетели таких дам. Главное задачей женщин в Римской Империи, конечно, была семья и воспитание потомства. В общественной жизни они напрямую не участвовали, однако иногда из-за них происходили государственные перевороты.
Лукреция была женой Луция Тарквиния Коллатина, родственника римского царя Тарквиния Городого. Сын правителя, Секст Тарквиний влюбился в нее, и, не получив расположения от замужней женщины, изнасиловал, угрожая оружием: «А если ты попытаешься сопротивляться из желания сохранить целомудрие, я убью тебя и, прикончив одного из рабов, положу ваши тела рядом и заявлю, что застал тебя, когда ты предавалась разврату с рабом, и наказал, мстя за оскорбление родственника, так что смерть твоя окажется позорной и постыдной, и тело твое не удостоится ни погребения, ни чего другого, положенного по обычаю».
В эпоху Возрождения откровенно показывать грубую сцену преступления было не принято,. В переходный период, когда зарождалась эстетика барокко, стремящегося воздействовать не только на чувство прекрасного, но и на более сложные эмоции зрителей, сцена, где Тарквиний борется в Лукрецией становится популярной. Венецианец Тинторетто создает одну из самых честных картин, где зрители видят борьбу мужчины и женщины, которая заведомо проиграет физической силе. Драпировки на теле красавицы натянуты и как будто бы порваны в схватке. Вокруг царит беспорядок: слева на переднем плане изображена упавшая статуя. Тему изнасилования, даже подразумевающегося в сюжете, художники, как правило, обходили стороной, сглаживая углы. Тинторетто же удалось создать полотно, которое не лакирует действительность, но при этом не вызывает отвращения и ужаса у зрителей – чувства, которые не принимали ценители искусства до начала ХХ века.
Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс обратился к этому сюжету в начале XVII века. Тонко чувствуя эпоху барокко и ее экспрессию, художник создал динамическую композицию, сосредоточив основное напряжение во взглядах Секста Тарквиния и Лукреции – противостояние вожделения и ненависти. Он не просто иллюстрирует сюжет из римской истории, а наполняет его аллегорическими смыслами: рядом с мужчиной всевластный Эрот, искушающий его на преступление, а за его спиной стоит олицетворяющая зло Фурия, обнаженное старческое тело которой вызывает отвращение у зрителя. В чувственном образе Лукреции Рубенс изображает собственный идеал красоты – женский образ пышнотелой белокурой красавицы переходит из картины в картину, как, например, в полотне, посвященном Сусанне.
Лукреция рассказала обо всем супругу, и на его глазах покончила с собой, ударив себя кинжалом с сердце, потому что не смогла вынести бесчестья. Стремясь отомстить за собственное оскорбление и смерть супруги, Луций вместе с соратниками вынес тело жены из дома, как символ царских преступлений и их неминуемого разоблачения. Народ поднял восстание, и Тарквиниев свергли – Рим стал Республикой.
Французский художник Анри Пинта изображает момент, когда будущие создатели Республики произносят клятву над телом погибшей. За эту картину художник получил Римскую премию – очень ценную награду для живописцев Франции, где публике приходились по вкусу сюжеты о долге гражданина и клятвах верности.
Роковой удар кинжала
Уже во времена Древнего Рима Лукреция стала символом женской верности и чести, поскольку не стала терпеть позор, предпочитая добровольно уйти из жизни. Художников же интересовал момент ее самоубийства – какие эмоции должна была испытывать женщина, вонзая себе кинжал в сердце? Именно благодаря произведениям искусства, античная история сохранилась в памяти до наших дней.
Эмоциональная свобода приходила постепенно, и особенно это видно в произведениях художников Северного Возрождения. В это время Лукреция была исключительно образом, символизирующим верность и гордость. Именно живые ее чувства в момент самоубийства не интересовали Лукаса Кранаха Старшего – она бесстрастна и смиренна перед лицом приближающейся смерти. Осовременивая события, живописец изображает женщину в современной средневековой одежде показывая, что история о поруганной чести актуальна и в его времена.
Более сложной психологией обладает образ в картине Рембрандта. В центре внимания художника всегда были тонкие переживания человека, находящегося в переломных ситуациях. Таковы в его работах Сусанна, Вирсавия, такова и Лукреция – ее лицо выражает обреченность, но при это не отчаяние, а поза будто бы растеряна. Она как будто вопрошает: «За что судьба обошлась со мной так жестоко? За что я должна умирать?» Но при этом кинжал в ее руке уже занесен для удара.
Итоги
История Лукреции важна тем, что показывает, как смерть женщины, не имеющей никакого общественного значения, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения народа – ведь именно из-за нее был свергнут Тиран Тарквиний и основана Римская Республика. Будучи верной женой и гордой женщиной, она стала символом главных добродетелей: чести, достоинства и жертвенности.