Найти в Дзене
О куклах с любовью

Театр теней

Театр теней - старейшая форма кукольного искусства в мире. Он возник больше 1700 лет назад, в древнем Китае и Индии. А оттуда распространился по Южной и Средней Азии, и к XVII веку попал в Европу. В театре теней используют марионетки, но ажурные и плоские. Они прислоняются к освещённому экрану и с другой стороны становятся видны силуэтами. Технологии изготовления кукол, в целом, схожи, но немного отличаются в разных странах. В Китае марионетки традиционно делались из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Сначала кукла вырезалась из бумаги. Чтобы её укрепить, на бумагу накладывалась такая же фигура из дубленой кожи. Широко использовалась именно ослиная кожа, так что в народе театр теней прозвали "театр кукол из ослиной кожи". В других странах использовали кожу совершенно разных животных: баранов, лошадей, коров, медведей, тигров. В Индии это искусство называлось "танец кожаных кукол". Марионетки делаются только из кожи: сначала на ней процарапыва

Театр теней - старейшая форма кукольного искусства в мире. Он возник больше 1700 лет назад, в древнем Китае и Индии. А оттуда распространился по Южной и Средней Азии, и к XVII веку попал в Европу.

В театре теней используют марионетки, но ажурные и плоские. Они прислоняются к освещённому экрану и с другой стороны становятся видны силуэтами. Технологии изготовления кукол, в целом, схожи, но немного отличаются в разных странах.

В Китае марионетки традиционно делались из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Сначала кукла вырезалась из бумаги. Чтобы её укрепить, на бумагу накладывалась такая же фигура из дубленой кожи. Широко использовалась именно ослиная кожа, так что в народе театр теней прозвали "театр кукол из ослиной кожи".

В других странах использовали кожу совершенно разных животных: баранов, лошадей, коров, медведей, тигров.

В Индии это искусство называлось "танец кожаных кукол". Марионетки делаются только из кожи: сначала на ней процарапываются контуры, затем они окрашиваются чёрными чернилами, следом прорезаются отверстия. В Индонезии кукол раскрашивают разными красками, и зрители иногда сидели не за экраном, а перед ним.

Интересно, что цвета куклам подбирались не просто так, они отражали их качества. Золотой - достоинство, честь, элегантность и спокойствие. Чёрный - гнев, мудрость или зрелость. Красный - импульсивность, свирепость, хаос и волнение. Белый — признак молодости.

Хорошие персонажи почти всегда смотрят вниз - это показывает их смирение, высшую добродетель. Второстепенные персонажи обычно меньше главных, злые демоны наоборот больше и чем свирепее, тем больше.

Куклы бывают как целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных подвижных частей. Фигурки управляются с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Раньше представления театра теней могли длиться до 9 часов (всю ночь). Это было целое событие для всей деревни: действо с музыкой и песнями. Зрители во время представления могли также общаться и курить. Основы сюжетов спектаклей брались из национальных эпосов, сказаний, легенд, сказок, преданий, понятных простым зрителям, крестьянам.

Видео - коротенький фильм об искусстве театра теней кукловода и художника Синде Читамбара Рао, удостоенного национальной премии. Можно наглядно представить процесс создания кукол и атмосферу спектакля.

Сегодня коллекционерами ценятся необычные плоские марионетки. Но сам театр теней, как и любое традиционное искусство, вымирает. Его представления проигрывают телевизорам и смартфонам.