В настоящий момент компании выпускающие издания для внутреннего потребления (корпоративные журналы, газеты и бюллетени) столкнулись с проблемой сокращения затрат. В первую очередь это связано с макроэкономическими условиями, в частности с резким повышением стоимости бумаги. Эти причины вынуждают руководства компаний существенно сокращать расходы или приостанавливать выпуск корпоративных изданий.
Закрытие изданий негативно сказывается на осведомленности сотрудников о жизни корпорации. Подразделения крупных компаний, часто находящиеся в разных географических регионах перестают получать информацию о деятельности компании и о текущих изменениях.
Из ситуации сокращенного финансирования и необходимости информирования существует несколько возможных выходов:
- Перевести все информационные потоки на внутренний корпоративный сайт
- Сделать новостное приложение для мобильных устройств
Каждый из указанных способов обладает как преимуществами, так и недостатками. Рассмотрим их по порядку.
[1] В данной статье берется за основу утверждение, что любое издание представленное на цифровом носителе является электронным. Существует классификация электронных изданий от простых электронных копий физических изданий (или их замена), как в данном случае, до насыщенных интерактивных изданий.
[2] Электронное мультимедийное издание содержит в себе несколько различных медиа: текст, видео- аудиоматериалы, анимацию, многослойность информации. Такое издание невозможно напечатать без потери или дублирования информации.
Перевод информационных потоков на внутренний корпоративный сайт
С точки зрения восприятия человек привык воспринимать сайт как бесконечное информационное поле, равномерно простирающееся во времени. Информация воспринимается как часть информационного потока и подвержена поверхностному просмотру бесконечных лент социальных сетей. Следует учитывать и то обстоятельство, что восприятие современного человека сильно искажено клиповым мышлением[3]. То есть способность нормального восприятия информации в условиях сильного информационного шума сильно снижена.
С целью повышения внимания к собственной информации крупные компании вынуждены отказываться от новостных публикаций на собственных корпоративных сайтах.
Равномерность новостного потока не позволяет выделять отдельные новости на мнемоническом уровне. Отсутствуют точки связи с определенным чувственным опытом. Другими словами если эмоция не участвует в процессе запоминания, то процесс запоминания проходит гораздо хуже. Например, познание горячего чрезвычайно легко понимается через боль, прочно увязывающей информацию и событие.
Конечно, избиение сотрудников для запоминания новостной рассылки было бы воспринято обществом весьма неоднозначно, поэтому лучше применять положительный чувственный опыт через «активное[4]» чтение. Преимущество печатаной прессы перед сайтами в дозированности информации и мнемонической привязке информации к конкретным ощущениям при физическом контакте с изданием. Зачастую читатель может запомнить не всю информацию, но помнить способ ее нахождения и краткое ее содержание. В случае с сайтом запомнить местоположение новости в новостном потоке не представляется возможным.
Более того, зачастую чтение бумажного издания связано с некоторыми ритуалами в жизни читателя: распитие кофе или чая, фокусировка на задачах перед работой или расслабление после нее.
[3] Клиповое мировоззрение строится по принципу построения музыкального клипа «clip», где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)
За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума.
[4] Термин «активное» чтение - в данном случае применяется как способ получения информации через самостоятельное исследование. То есть информация подается не единым куском, а разделяется на части, каждая из которых доступна по совершению определенного действия, которое должен совершать пользователь.
Новостное приложение для мобильных устройств
С точки зрения современного работодателя иметь возможность доставлять новость непосредственно сотруднику на его личный телефон - это определенная удача. Зачастую такие приложения являются упрощенными версиями сайтов или простым транспортировщиком новостей с сайта на устройство пользователя. Разработка приложений в краткосрочной перспективе оказывается более затратным мероприятием, чем выпуск традиционной бумажной прессы. Более того, в условиях нехватки средств резкое перераспределение средств на разработку приложения временно приостановит выпуск издания. Причем срок приостановки может колебаться от нескольких месяцев до года в зависимости от сложности самого приложения, содержания информации и разнообразия устройств воспроизведения. Такая длительная задержка в выпуске корпоративной прессы ставит под вопрос саму необходимость её выпуска. Если издание не выходит более 3-х месяцев, то и заинтересованность читателей в нем сильно падает.
В погоне за сокращением сроков запуска приложения происходит сильное упрощение функционала приложения и вариантов отображения информации, сводя разрабатываемый продукт в очередной обезличенный поток лент социальных сетей. Таким образом, несмотря на сокращение дистанции работодатель-сотрудник, приложение зачастую не дает улучшения в восприятии информации, чему активно способствует клиповое мышление современного пользователя.
Перевод издание в электронный вид
С точки зрения сокращения затрат на производство издания самый простой - прекратить печатать издание без изменения его редакторско-оформительской политики. Безусловно, размещенную в Сети публикацию скачают все заинтересованные лица и смогут насладиться чтением, но традиционное бумажное оформление совершенно не адаптировано для чтения с экрана.
Размер шрифтов и компоновка элементов на страницах/разворотах адаптировано для чтения физического носителя. Читатель бегло просматривает издание, вовлекается крупными заголовками или укрупненными текстами внутрь статьи, а затем приближается к изданию и начинает читать основной текст. «Приближается» в данном случае ключевой параметр восприятия: пользователь буквально погружается в чтение, приближая издание ближе к глазам. Это действие настольно привычное, что многие его не замечают. Рамки экрана не позволяют также легко «нырнуть» в текст - необходимо программное увеличение масштаба страницы. Как результат - пользователь перестает видеть края страницы, а значит, и понимать свое положение на странице. Возникает путаница, связанная с последовательным чтением. Наиболее это заметно при чтении многоколонного текста: завершение одной колонки и начало следующей могут быть разнесены так, что поиск продолжения может вырывать из состояния погруженности в чтение. Необходимость бесконечного программного масштабирования нарушает процесс чтения и ухудшает процесс восприятия информации.
Восприятие бумажного издания отлично от восприятия с экрана. Пользователь ожидает от электронного издания элементов присущих программам: систем навигации и поиска, дополнительных фотогалерей и видеоматериалов - с изменением формы подачи информации изменяются и требования к ее качеству. Навигацию, которую раньше выполнял «бумажный» колонтитул, в электронной версии в лучшем виде реализует развернутое меню с аннотациями.
Перевод бумажного издания в электронный вид без адаптации сильно ухудшает процесс восприятия информации и пользования изданием. Снять неудобства этого способа реализации корпоративной прессы может только распечатка пользователем этого издания на собственном принтере. Однако, снижение расходов на типографию тогда будет компенсировано перерасходом офисной бумаги и ускоренным износом картриджей.
Выпуск электронного мультимедийного журнала
Это довольно удачное решение проблемы издания корпоративной прессы в кризис. С точки зрения экономии: необходимость печати отпадает, так как такие издания могут существовать только в электронном виде; необходимость в разработке или покупке нового программного обеспечения зачастую отсутствует - современные программы верстки способны справиться с этой задачей; необходимость дополнительного образования для редакторско-оформительского состава компенсируется неограниченным временем существования такого издания.
Электронный мультимедийный журнал выглядит как обычный журнал, но учитывает особенности восприятия издания пользователем: может содержать в себе различные медиа, адаптирован под чтение с экрана (укрупненные шрифты и отсутствие необходимости масштабирования). Более того, применение «активного» чтения повышает восприятие информации и поддерживает интерес к материалу до «последней точки». Процесс чтения такого издания превращается в исследование.
В настоящий момент существует три способа создания электронных мультимедийных изданий силами редакторско-оформительского состава сотрудников:
Эти три способа друг с другом не совместимы, несмотря на единое программно-издательское решение. Выбор одного из способов реализации определяет композиционные возможности и технические средства исполнения.
[5] Настольными компьютерами в этой статье считаются компьютеры под управлением операционных систем, поддерживающих курсорную навигацию. То есть ноутбук, несмотря на размеры и вес считается настольным компьютером
[6] Мобильными устройствами в данной статье считаются устройства с тактильной навигацией без поддержки курсорной. Но из этой группы исключены простые мобильные телефоны, не способные воспроизводить электронные издания.
1. Издание сайт предусматривает возможность просмотра информации, как на стационарных устройствах, так и на мобильных. Данное решение выделено из пункта 1 так как представляет собой не новостной поток, а собранный в единый организованный по определенным критериям выпуск, адаптированный под «активное» чтение и насыщенный мультимедийными возможностями, композиционно сочетающимися с текстовой информацией. В таком издании возможна поэкранная компоновка информации с учетом удобств реципиента[7].
[7] Термин «реципиент» ввел в обиход Н.И. Дворко для обозначения пользователя электронного продукта, являющегося совмещением законченного литературного произведения, художественного оформления мультимедийного насыщения и программного интерфейса.
Возможности, условия использования и размеры настольных и мобильных устройств обуславливают разное восприятие информации. Сценарии поведения реципиента при пользовании устройствами различны: если на компьютере удобно нажать кнопку, то на мобильном пользователю может оказаться удобнее «сдвинуть» (swipe) элемент. Смена экранов/слайдов (перелистывание страниц) ярко иллюстрирует этот аспект и заставляет разработчиков учитывать и совмещать различные множественные сценарии поведения. Но не для всех сценариев возможно совмещение или адекватная замена на мобильных и стационарных устройствах. Например, поворот элемента, осуществляемый двумя пальцами совершенно невозможен при работе курсором мыши. Такие лакуны вынуждают разработчиков в компромиссном решении не полностью раскрывать потенциал устройств одного типа и одновременно перегружать их неиспользуемым функционалом другого.
2. Мультимедийное издание для настольных компьютеров является самостоятельным выпуском издания, которое можно скачать на устройство и заниматься чтением при отсутствии Интернета (например, на ноутбуке). Такое издание невозможно просмотреть на мобильном устройстве, так как эту возможность закрыли производители операционных систем для мобильных устройств. Но это ограничение можно считать преимуществом, так как отпадает необходимость совмещения пользовательских сценариев пункта 4.1 (упрощение разработки); размер и пропорции издания адаптированы для большинства современных мониторов (нет необходимости адаптации под маленькие экраны мобильных устройств). Простота создания и отсутствие необходимости дополнительных отчислений компании-производителю программного отчисления за пользование «облачными»[8] технологиями.
[8] «Облачные» технологии основаны на постоянном или регулярном взаимодействии компьютера пользователя с сервером компании-производителя программного обеспечения. Часто за право доступа к таким технологиям взымается дополнительная плата.
3. Разработка издания для мобильных устройств может быть обусловлена тем, что количество мобильных пользователей сети Интернет превышает число стационарных[9]. Выпуск корпоративного издания для мобильных устройств сопряжен с такими статьями затрат как отчисления за пользование «облачными» технологиями компании-производителя издательской программы, а также отчисления в магазин распространения и отчисления за количество скачиваний издания в месяц. Эти суммы могут быть незначительными, но при большом количестве выпускаемых изданий и скачиваний отдельных номеров может формироваться серьезная статья расходов, даже превышающая затраты на печать традиционного бумажного издания. Плюсами таких изданий является их адаптированность под мобильные устройства, что положительно сказывается на реакции реципиента:
- Использование привычных пользовательских сценариев для мобильных устройств без добавления настольных - удобство управления
- Большинство мобильных устройств способно воспроизводить электронные издания - широкая потенциальная аудитория
- Использование аппаратных возможностей, характерных только для мобильных устройств (гироскоп, камера, акселерометр, системы навигации и т.д.) - широкие возможности демонстрации контента
- Возможность скачивания издания на устройство и читать его при отсутствии Интернета - легкий и удобный доступ к изданию
[9] Статистика за 2014 год http://geektimes.ru/post/242645/ показывает, что количество мобильных пользователей сети Интернет уже составляет 51% от общего числа
Вывод
Описав все преимущества и недостатки каждого из решений сравним затратную часть каждого из них. Примем за основу постулат, что расходы на редакционно-художественную часть при переводе в электронный вид сохраняются неизменными, а расходы на производство журнала распределим на 2 части: выход первого номера и отладка технологии (в том числе ежегодные отчисления) и выпуск каждого последующего.
В качестве примера возьмем издание формата А4 полноцветное объемом 80 полос и тиражом 1000 штук. Цены указаны в рублях по состоянию на февраль 2015 года и составлялись на основе нескольких просчетов.
Рассмотрев различные способы решения проблемы издания корпоративной прессы в кризисный период, можно сформулировать вывод. В настоящий момент наиболее эффективное и простое решение выпуска корпоративного издания - создание мультимедийного электронного издания для настольных компьютеров. Создание же электронного мультимедийного издания для мобильных устройств, несмотря на все преимущества с точки зрения реципиента омрачается необходимостью перенаправлять расходы из типографий в компании-производители софта, вместо их предполагаемого сокращения.
Библиография
- Sandee Cohen, Diane Burns. Digital Publishing with Adobe InDesign CS6. — USA, Califirnia, Adobe Press, 2012. — 266 стр
- Алан Купер, Роберт Рейман, Дэвид Кронин. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. — С-Пб. Символ-Плюс. 2009. — 686 стр.
- Алан Купер. Психбольница в руках пациентов. — С-Пб. Символ-Плюс. 2009 — 302 стр.
- Стив Круг. Веб-дизайн. Не заставляйте меня думать. — С-Пб. Символ-Плюс. 2008 — 216 стр.
- Джесс Гарретт. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. — С-Пб. Символ-Плюс. 2008 — 185 стр.
- Якоб Нильсен. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. — С-Пб. Символ-Плюс. 2010 — 512 стр.
- Джеф Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем. — С-Пб. Символ-Плюс. 2010 — 268 стр.
- Билл Скотт, Тереза Нейл. Проектирование веб-интерфейсов. — С-Пб. Символ-Плюс. 2010 — 362 стр.
Тулин Е.И. Антикризисное решение для корпоративной прессы. — Журнал «Вестник МГУП имени Ивана Федорова» №2 2015, с 440