Слышим "магический реализм", вспоминаем Габриэля Гарсиа Маркеса - условный рефлекс давно выработан, что и справедливо, ведь Маркес по праву считается его основоположником. Однако в последнее время появилось немало книг, которые также являются жемчужинами жанра наравне с шедевром великого писателя. Расскажу о своих самых любимых.
"Дом, в котором", Мариам Петросян, 2007
Первая строка: "Все началось с красных кроссовок. Я нашел их на дне сумки. Сумка для хранения личных вещей – так это называется. Только никаких личных вещей там не бывает. Пара вафельных полотенец, стопка носовых платков и грязное белье. Все, как у всех. Все сумки, полотенца, носки и трусы одинаковые, чтобы никому не было обидно".
Эта книга давно уже стала культовой в нашей стране - десяток литературных премий, фанатские группы и чаты в соцсетях, сотни нарисованных артов, посвященных героям романа, восторженные отзывы критиков, называющих книгу "главным текстом десятилетия". Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но есть неоспоримый факт - "Дом, в котором" никого не оставляет равнодушным, достаточно посмотреть отзывы на том же лайвлибе, например. Оценки или "0" с комментариями "что за бред, зачем я это читал", или "10" с комментариями "как после этого можно читать что-то еще".
Если "Дом, в котором" вам не понравился, то фанаты говорят, что это просто дом вас не впустил. Так и делятся читатели этой книги на тех, кого дом впустил и уже не отпускает, и на тех, кого дом не впустил и кто вообще не понимает, о чем книга. Меня дом впустил и после чтения долго не отпускал, я читала фанатские чаты, искала и пересматривала в сети различные арты с героями, первый раз было такое, что с книгой не то что не хотелось расставаться, а не получалось это сделать.
Кстати, нужно быть готовым к тому, что после "Дома" вы какое-то время ничего читать не сможете, он вызывает "книжное" похмелье и долго не отпускает. Даже сама автор ничего больше кроме "Дома" не написала. Мариам Петросян говорит, что она не писатель и писать не умеет, "Дом" сам к ней пришел и написался, она сама не знает откуда, поэтому других книг от нее ждать вряд ли стоит.
Я не буду писать о сюжете книги, о ней итак уже столько всего написано и снято, просто советую попробовать постучаться в этот дом, если вы еще нет, вдруг вам откроют.
Если бы ты так не зацикливался на том, что тебя никто не понимает, может, у тебя хватило бы сил понять других.
"Лавр", Евгений Водолазкин, 2012
Первая строка: "В разное время у него было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна. Порой случается, что ее части имеют между собой мало общего. Настолько мало, что может показаться, будто прожиты они разными людьми. В таких случаях нельзя не испытывать удивления, что все эти люди носят одно имя".
Еще одна если не культовая, то точно великая книга русской литературы и не только современной. Я уверена, что в будущем Водолазкин будет стоять на одной ступени с Толстым, Чеховым и Гоголем, составляя золотой фонд русской классической литературы. Уже сейчас филологи пишут по "Лавру" дипломы и даже диссертации, роман переведен на более чем 20 иностранных языков.
Действие романа происходит в средневековой Руси в XV веке. Главный герой — средневековый врач. Обладая даром целителя, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так, жизнь превращается в житие. Книга о любви, служении людям и Богу, жертвенности. Но самое невероятное, что есть в романе - это чистейший древнерусский язык, звучащий как музыка.
Справедливый человек не тот, кто не обидит, а тот, кто мог бы обидеть, но не захотел.
"Золото бунта", Алексей Иванов, 2005
Первая строка: "Караванный вал давно уже скатился вниз, отгрохотав на переборах, а перед бойцом Разбойником всё ещё бушевало половодье. Река здесь вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены".
Алексей Иванов почти все свои книги в жанре магического реализма пишет и все они хороши, но моя самая любимая - это "Золото бунта". Действие романа происходит на Урале 18 века, вскоре после Пугачевского бунта. В центре романа — судьба Осташи Перехода, чей отец — Петр Федорович Переход, один из лучших сплавщиков реки Чусовой — оказывается замешан в историю с пугачевской казной (это и есть «золото бунта»), а потом гибнет при невыясненных обстоятельствах. Вот Осташа и пытается выяснить, что случилось с отцом и куда делось пугачевское золото.
Но сюжет в этой книге точно не главное, а главные герои не Осташа и его отец, а река Чусовая и природа Урала, которые формируют ту самую магию. Только посмотрите в интернете на фото реки Чусовой и ее бойцов и сами всё поймёте - это просто невообразимая красота, а Алексей Иванов сумел её словами описать.
Батя говорил Осташе: есть грехи, которых господь простить не захочет, но нет грехов, которых он не может простить. А потому, чего бы ты ни натворил, не строй на грехе гордыню — мол, все равно мне прощения нету! Проси о нем. Не тебе судить, что будет прощено, а что — нет.
"Возлюбленная", Тони Моррисон, 1987
Первая строка: "Неладно было в доме номер 124. Хозяйничало там зловредное маленькое привидение, дух ребенка. Женщины и дети, жившие в доме, отлично знали это. И долгое время, каждый по-своему, как-то мирились с тем, что отравляло им жизнь, но к 1873 году все изменилось".
Тони Моррисон — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1993 год, первая афроамериканка, удостоившаяся этой награды, а роман «Возлюбленная» включен в список 100 лучших романов на английском языке, выпущенных с 1923 по 2005 годы, составлены журналом "Тайм".
Книга описывает историю Сэти и её дочери Денвер после их побега из рабства. В их доме в Цинциннати поселяется привидение, они считают его умершей дочерью Сэти, которую она сама убила, чтобы спасти от рабства. Это и есть главная идея романа - рабство страшнее смерти. В жанре магического реализма очень часто пишутся истории, рассказывать которые как есть страшно, а легкий сказочный налёт делает их как будто чуть легче - это один из таких случаев. Читать книгу все равно очень тяжело, но все же стоит - нельзя о таком забывать.
Мне все равно, взрослая она или нет. Разве это имеет значение для матери? Ребенок есть ребенок. Ну да, они растут, становятся старше, но взрослыми?.. Как это – взрослыми? Для меня, например, это ничего ровным счетом не значит.
"Красота - это горе", Эка Курниаван, 2002
Первая строка: "Воскресным мартовским днем Деви Аю встала из могилы спустя двадцать один год после смерти. Пастушонок, спавший под плюмерией, со страху обмочился и поднял крик, а все четыре его овцы бросились врассыпную меж каменных и деревянных надгробий, будто за ними гнался тигр".
Роман, наиболее близкий к "100 лет одиночества" Маркеса - тоже один вымышленный город и история одной семьи на фоне мировых событий. История Деви Аю, красавицы из красавиц, и ее дочерей, три из которых были даже прекраснее матери, а четвертая страшнее смерти, затягивает в вихрь странных и удивительных событий, напрямую связанных с судьбой Индонезии.
У меня с этой книгой сложные отношения. Я ее прочитала в 2019 году и помню, что определила ее в худшие книги года тогда. Я и сейчас ее не люблю, просто чувство неприязни чуть сгладилось, однако нельзя отрицать, что роман индонезийского писателя стал одним из ярчайших представителей жанра магического реализма и прямым продолжателем традиций Маркеса. Что мне не понравилось в книге: слишком много грязи, очень сложно читать, сложно потом на людей смотреть - писатель между человеком и свиньей разницы похоже совсем не видит. Чуть бы поменьше насилия, физиологии и красочных деталей всего этого - и роман был бы прекрасен. Интересно было читать об истории Индонезии, я об этой стране практически ничего не знала.
–Папа, но ты же умер!
– А ты не завидуй, – сказал отец, – придет и твой черед.