Найти тему

Фотограф Виктора Цоя: Наташа Васильева-Халл из Лондона

Оглавление

Совсем скоро, 21 июня, поклонники лидера рок-группы «Кино» отметят большой юбилей - 60 лет со дня рождения своего кумира. Как известно, Виктор Цой родился в Ленинграде, а погиб в 28-летнем возрасте в автокатастрофе, которая произошла 15 августа 1990 года на 35-й километре шоссе Слока — Талси в Тукумском районе Латвии. Похоронен на питерском Богословское кладбище.

Наташа Васильева-Халл и её книга
Наташа Васильева-Халл и её книга

Вышла замуж за банкира

И хотя с тех пор прошло немало лет, память о нем до сих пор жива. На днях в Москве состоялась творческая встреча со знаменитым фотографом Ленинградского рок-клуба Натальей Васильевой-Халл, автором щедро иллюстрированного издания «Виктор Цой и группа «Кино». Фотографии. Воспоминания».

68-летняя Наталья Васильева училась на библиотечном факультете Ленинградского института культуры, однако не окончила вуз, бросив на четвертом курсе — за два месяца до диплома.

Уже тогда Наташа (так она до сих пор представляется) была увлечена ленинградским роком. С 1974 года фотографировала друзей музыкантов и общую тусовку, зарабатывая себе на жизнь тем, что продавала свои снимки на подпольных концертах.

В 1981 году она стала редактором первого в СССР легендарного подпольного самиздатовского журнала о рок-музыке «Рокси». При этом продолжала снимать своих друзей из групп «Кино», «Аквариум», «Алиса», «Зоопарк», «Наутилус-Помпилиус», «Поп-Механика» и многих других.

Необычная двойная фамилия появилась благодаря английскому мужу-банкиру. Увы, через 7 лет брак распался. В Туманном Альбионе Наталья Борисовна оказалась в 1994 году, когда получила приглашение поработать в первом русском рок-журнале New Generation.

Стала первым русским фотографом, получившим аккредитацию на съемку культовой группы Rolling Stones. В Англии она занялась активной популяризацией русского рока, организовывая в Лондоне концерты таких популярных отечественных групп, как «Аквариум», «Алиса» и многих других.

В последние годы регулярно приезжает на родину, где проводит интересные творческие встречи, а также устраивая яркие фотовыставки. Ведь материала предостаточно.

Две девушки на весь клуб

– Снимков Виктора Цоя у меня так много, что, конечно, далеко не все из них вошли в мою новую книгу. Но каждую фотографию я, конечно же, знаю наизусть.

Один из кадров посвящен самому первому концерту «Кино», который прошел 18 февраля 1983 года на весьма убогой сцене Ленинградского рок-клуба на улице Рубинштейна.

Устраивались также бурные квартирники. Их было немало и в Питере, и в Москве. Входной платой была бутылка портвейна. Впрочем, группа «Кино» выступала даже в НИИ — научно-исследовательских институтах.

В ЛенРокКлубе было только две девушки. Я и еще Марьяша, первый менеджер. Очень практичная и деловая. И очень умная. Поумнее меня. Конечно, работать было нелегко. Потому что кругом - одни мужики.

Времена тогда были тяжелые для творческих людей. Но как-то выкручивались. Виктор Цой официально работал кочегаром. А у него уже была семья.

Денег не было совершенно. Сама я продавала фотографии в гардеробе: одна - 3 рубля, две - 5 рублей. Начальный капитализм. Торговала снимками по договоренности с администрацией зала.

Прибыль делили. Все по-взрослому! Я была рада, если могла продать за вечер хотя ты 5 фоток. К счастью, ментам не платила, поскольку за все отвечала администрация.

А так меня бы, конечно, сразу повязали. Как мою соседку Верку по коммуналку на Васильевском острове. Она со своим мужем Сашкой торговали вином. Ездила в магазин с детской коляской, наполняла ее доверху.

Потом привозила домой, а ночью сбывала. К нам в квартиру постоянно ломились какие-то синюшники. А однажды кто-то настучал. Пришли менты с обыском. Обшмонали всю коммуналку. У меня тоже все проверили.

А куда денешься. Мы ведь с Веркой дружили. Денег особо никогда не было, у обеих - дети. Так что поддерживали друг друга. В итоге Сашку все-таки посадили, а соседку оставили: пожалели двух ее малышей.

После чего уже сами менты стали привозить ей конфискованное вино. Она его продавала. Примечательно, что именно Верка дала мне 400 долларов до Лондона. Я тогда купила авиабилет в один конец и улетела.

Могила в Санкт-Петербурге
Могила в Санкт-Петербурге

Под партийными лозунгами

- Когда группа «Кино» вышла на официальный уровень?

- Да какая разница? - усмехнулась Наталья Борисовна. - На официальный уровень выходили Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. А для рок-группы важно было не это.

На первый план выходило острое желание осознать собственную крутость. Как раз эти счастливые моменты группы «Кино» мне и удалось заснять.

Ребята чувствовали себя единым организмом. Они прекрасно понимали, что стали действительно наикрутейшей рок-командой. Хотя концерты проходили в жутких условиях.

В каких-то страшных домах культуры с партийными лозунгами над сценой. Не были ни приличной аппаратуры, ни нормального свете. Все в каком-то совершенно убитом, первобытном виде.

Но это рок-музыкантов, разумеется, не пугало. Да и чего тут страшного? Так все жили. Кстати, в том 1984 году, группа Qveen давала грандиозные концерты на стадионах, залитых ослепительным светом мощнейших прожекторов.

Конечно, о таком можно было только мечтать. Тем не менее у меня до сих пор мурашки бегут по телу, когда я вспоминаю концерты нашей группы «Кино».

В зале была такая энергетика! Удивительно, что не лопались лампочки от напряжения. Я нутром чувствовала полное слияние артистов на сцене с публикой, которая пришла.

На каком-то вибрационном, астральной уровне — называйте это, как хотите. Но это то, что называется катарсисом. И все это понимали. Все это чувствовали. Разве не здорово!

Мемориал в Латвии
Мемориал в Латвии

Домашние съёмки

- Какая фотосессия с группой «Кино» вам запомнилась больше всего?

- Особых фотосессий не было. Были просто съемки. Сразу вспоминается самая первая встреча у меня дома. Мы давно были знакомы с басистом Сашей Титовым.

Он много лет играл в «Аквариуме», в «Землянах» (с моим тогдашним мужем Юрием Ильченко). Вот и привел ко мне гостей. Потому что одно дело общаться в клубе, а совсем другое - дома.

Сели, естественно, под рюмочку. А в итоге получилось совершенно неофициальное фотографирование, явно не «звездное». Официальных кадров с таких посиделок не возьмешь.

Зато для истории я наснимала немало. Скажем, как ребята занимаются спортом на моей «стенке». Виктор Цой тогда еще даже не увлекался Брюсом Ли и карате.

Очень трудно было заставить кого-то сидеть строго и позировать. Мальчики постоянно дурачились. Так что многие снимки действительно неформальные.

А потом все ушли, остался только Виктор Цой. Он хотел со мной поболтать и познакомиться поближе. Да, раньше мы с ним много раз виделись. Но в той же гримерке разве поговоришь: и негде, да и не до этого.

Потом наша беседа перетекла уже в индивидуальную фотосессию. Мне нравилось снимать Виктора. Он каждый раз был каким-то другим. Есть люди, которые при любых обстоятельствах всегда одинаковые.

Куда их не поставишь! На какой-то мост, на фоне речки, у собора и пр. Везде они без особых изменений. А бывает наоборот: снимаешь человека на одном и том же фоне, а он все время разный. Как раз таким был Цой.

Виктор Цой и сам снимал
Виктор Цой и сам снимал

Гламур и звёздность

- А как Виктор относился к фотосъемке?

- В целом ему, я бы сказала, очень нравилось фотографироваться. Секрет тут в том, что Виктор одним из первых в ЛенРокКлубе понял актуальность любой съемки как важного способа расширения узнаваемости группы.

Он и сам говорил, что нужно постоянно популяризировать образ. Недаром говорят: имидж — все! Другие музыканты тоже это прекрасно понимали.

Как известно, человек 90 процентов информации воспринимает глазами. Так что на меня была возложена большая задача. Причем я делала массу самых обычных кадров, а вовсе не каких-то «звездных».

Виктор никогда не запрещал мне снимать. Вот почему у меня так много всевозможных снимков. Хотя известно, что некоторые «звезды» очень трепетно относятся к тому, как они выглядят.

История одной фотографии

И частенько уничтожают «неправильные» кадры, подчищая архив. Вот вы спрашивали о самых памятных фотосессиях. В книгу вошел кадр, где участники группы «Кино» в очень ярких нарядах.

За этой фотографией скрывается целая история. Как-то Георгий Лукьянов принес большой мешок всякого барахла. В общем, каких-то тряпок. А Марьяна тогда еще подрабатывала костюмершей в цирке.

Она притащила всяких ярких шарфиков и блестящих штучек. Я все развесила на старый, затрапезный ковер на стене, чтобы создать максимальный гламур и некую звездность.

Во время той фотосессии отсняла целую цветную пленку. Из всего получился только один хороший кадр. Зато какой!

Сейчас он выпущен в виде большого плаката и повсюду продается. Конечно, люди даже не знают историю появления этого снимка. Но получилось действительно и гламурно, и звездно (улыбается).

Мифы и реальность

- Обычно Виктор Цой на снимках весь в черном...

- Таким его сегодня подают. Он сам придумал себе черный наряд. Это было в Таллине. В 1986 году. Я там тоже присутствовала.

С того момента он одевался исключительно в темные тона. Просто ради имиджа. А до того у него были костюмы самого разного цвета. Полистайте мою книгу — сами убедитесь в этом.

- Еще пишут, что Виктор Цой был неразговорчивым и каким-то нелюдимым...

- Ну что вы. Это вранье! Так пишут те, кто ничего не знает. Совершенно некомпетентные люди. Увы, это еще один миф, который невозможно сломать.

Но его повторяют из книги в книгу. На самом деле Виктор был не такой. А мрачный образ во многом сложился благодаря еще советским журналистам после выхода фильма «Асса».

Помню, как они насели на него. Как мухи! Причем эти писаки ничего не знали ни о Викторе, ни о нашем ЛенРокКлубе, ни о рок-музыке в целом, но очень смело строчили, потому что знали, что это модная тема.

Поскольку они никогда не посещали наши рок-концерты, то сочиняли свои опусы как абсолютно посторонние люди. Им было откровенно наплевать на рок! А какие дурацкие и совершенно глупые вопросы задавались на пресс-конференциях.

Виктор не был ни мрачным, ни неразговорчивым. Я не устаю это повторять. Вы знаете, мне зачастую приходилось прикладывать немало усилий, чтобы в кадре ребята выглядели серьезными. Потому что по жизни они были очень жизнерадостными людьми.

Абсолютно ничем не отличались от представителей своего поколения. Открою секрет, когда я писала свою книгу о Цое, то как раз ставила перед собой подспудную задачу: разоблачить наконец всю эту ложь, которая льется в течение многих лет.

Речь идет о целых потоках неправды! Повторяю: эти авторы не имели никакого отношения ни к группе «Кино», ни к Виктору, ни даже к музыке. Но пытаются судить. Причем все низводят до собственного, крайне примитивного уровня мышления.

- Желаем творческих успехов!

Фото из архива "7 секретов"

Читайте другие материалы автора:

Юбиляр Стас Намин о Моргенштерне, Познере и Русском мире

Интервью с телеведущей и продюсером Еленой Грицук

«После сорока жизнь только начинается!» - говорит Евгений Мячиков

"Русских в Англии уважают!" - говорит экс-рижанин Вячеслав Орлов

Испанские деликатесы от Ольги Барминой из Барселоны

«В Израиле я просто Слава...» - говорит Вячеслав Бибергал

Наш человек в Вашингтоне

Карловы Вары: экс-рижанка 15 лет живёт в Чешской Республике