Найти тему

«ПЯТЬ ПОЛЕНЬЕВ, ТРИ КОСТРА, СЕРП И МОЛОТ, И ЗВЕЗДА!»

Малоизвестные пионерские ритуалы в период становления детской организации.

Многие наши читатели наверняка «вживую» застали пионеров 1980-х и даже 1960–1970-х годов. В эти десятилетия практически все дети-подростки 10–14 лет учились в школе и состояли в рядах Всесоюзной пионерской организации.

Главной обязанностью пионера в эти годы считалась хорошая учеба. Школьная форма включала пионерскую, по сути совпадая с ней, а пионерский отряд совпадал по составу со школьным классом; вот почему понятия «пионер» и «школьник» (4–6-х классов) были практически синонимами.

ПИОНЕРЫ ИДУТ В РОСТ

Иной была ситуация в первые годы пионерии. В 1920-е гг. «пионерские отряды организовывались не при школах, а при различных предприятиях», а в школе действовал лишь «форпост», объединявший «пионеров из полутора-двух десятков отрядов, а иногда и более».

Если в 1960–1980-е гг. практически все дети 10– 14-летнего возраста были пионерами, то в середине 1920-х гг. пионеры даже в городе составляли лишь 15 % от детей пионерского возраста, а в деревне и вовсе 3 %.

С середины 1920-х гг. начался быстрый рост пионерской организации. Если к середине 1926 г. в ней насчитывалось около 2 миллионов пионеров, то к 1931 г. уже более 4 миллионов, а к середине 1930-х гг. она охватывала практически всех подростков. Вполне естественно, что в 1920–1940-е гг. в жизни пионеров бытовали такие атрибуты и такие модели поведения, с которыми пионеры 1960–1980-х гг. были незнакомы.

ОТ КРАСНОЙ КОСЫНКИ К ТРЕУГОЛЬНОМУ ГАЛСТУКУ

Пионерский галстук изначально представлял собой завязанную на шее сложенную по диагонали красную четырехугольную косынку и складывался пополам по диагонали. Лишь позднее его сделали «одинарным и треугольным по форме».

«Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира!»

В 1920-е гг. красная косынка «являлась символом пролетарской сознательности». Из рассказа 76-летнего директора музея из Краснодарского края Николая Новака о матери народной артистки СССР Нонны Мордюковой: «Ее мать Ирина была краснокосынщицей, она приехала сюда в 1924 году. В ту пору ей было 20 лет. Создавала здесь женсоветы».

Пионерки, следуя примеру старших единомышленниц, тоже могли повязывать голову красными косынками. Например, такая героиня изображена на картине Николая Чернышева «Пионерки 20-х годов». На картине две девочки в красных галстуках. У одной на голове красная косынка – символ «борьбы и преемственности поколений», отличительный знак передовых, как тогда считалось, работниц.

-2

ЗНАЧОК И ЗАЖИМ

До смерти В. И. Ленина пионерская организация именовалась «Юные пионеры имени Спартака». После того как 21 января 1924 г. решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя В. И. Ленина, в обиход был введен пионерский значок «с изображением красного знамени, мавзолея Ленина и салютующего пионера».

В 1930-е гг. значком пионеров стал знак-зажим на галстук. Пионерский галстук «закреплялся специальным металлическим зажимом, на котором были изображены три символических языка пламени».

-3

В книге А. Соколовского о середине 1930-х гг. описывается пионер, на груди которого «сиял пионерский галстук, скрепленный серебристым значком с изображением трехъязычного костра». Во время войны решено было «зажимы отменить, а галстук завязывать узлом», а после войны появился пионерский значок в виде красной звезды с тремя языками пламени и надписью «Всегда готов!». То есть восстановилась традиция 1920-х гг., когда галстук и значок носили по отдельности.

В 1946–1947 гг. можно было, «схватив любого пионера» за значок, потребовать: – Ответь за значок! И тот должен был ответить: – Пять поленьев, три костра, серп и молот, и звезда!

-4

«ПОД САЛЮТОМ ВСЕХ ВОЖДЕЙ!»

У пионеров существовал известный многим характерный жест – пионерский салют. Именно вскидывая руку в салюте, они на призыв «Будьте готовы!» отвечали: «Всегда готовы!» Когда пионер давал слово или подтверждал правдивость своих слов, он использовал выражение: «Честное пионерское!». Для усиления эффекта правдивости пионеры сопровождали обещание салютом. У писателя Владимира Фридкина читаем о Москве конца 1930-х гг.: «В школе... все мы были просто Вовы, Юры, Кирюши, носили красные галстуки и обещания давали “под салютом всех вождей”...»

-5

Но салют мог усиливать достоверность сказанного лишь при непосредственном наличии у салютующего галстука. Вот пример из повести о конце 1940-х гг.: «– Он сын начальника строительства? – удивился Витаха. – Ты серьезно? – Честное пионерское, не вру! – Майка хотела дать это слово под салютом, но задержала руку: она была без галстука».

Бытовало убеждение, что сообщение ложной информации после произнесения фразы «честное пионерское» не является клятвопреступлением, если артикуляция «честного пионерского» не сопровождалась салютом. В повести литературоведа Владимира Лакшина о 1942–1944 гг. читаем: «– Ты честное пионерское продал, – сорвался неожиданно Ганшин. – Я не продал. Я же сказал “честное пионерское”, но не под салютом. А действует только под салютом. Ты что, не знаешь, маленький, что ли?».

По-видимому, известной заменой «честному пионерскому» было «честное ленинское» (вспомним, что пионерская организация носила имя Ленина). Видный большевик Е. М. Ярославский в 1929 г. писал: «Честное ленинское слово ... проникает через пионерский отряд в сознание маленьких октябрят, в сознание неорганизованных детей...» Будучи заменой «честному пионерскому», «честное ленинское» для усиления достоверности сообщаемого могло даваться под салютом. Вот разговор двух мальчиков в Ленинграде в 1942 г.: «– Не сердись, Андрейка, я не имел права рассказывать. Хочешь, честное ленинское под салютом дам, что Василий Спиридоныч запретил».

-6

Распространяясь в детской среде, «честное ленинское» превращалось в «честное ленинское-сталинское», «честное ленинское всех вождей!» и даже «честное ленинское-сталинское, всех вождей». Читаем воспоминания литературоведа и переводчика Юлианы Яхниной о Москве в 1933–1934 гг.: «А самой страшной клятвой у нас было честное ленинское всех вождей под салютом». В рассказе о Ленинграде 1935–1938 гг. встречаем: «Думаешь, вру? Вот честное слово... Вот не веришь? Честно-Ленинское-Сталинское-Всех-Вождевское!» И в автобиографической книге писательницы Галины Горбуновой, повествующей о периоде 1942– 1944 гг., встречаем столь же причудливое и чуждое уху второй половины ХХ – начала XXI века: «Честное ленинское, честное сталинское, честное всех вождей, я не буду тебя дразнить!»

От редакции: Мы поздравляем всех бывших пионеров и пионервожатых со столетием пионерской организации! Желаем вам, чтобы вы были «Всегда готовы» служить своей Родине, трудиться на ее благо и были примером для молодого поколения!

По материалам статьи Сергея Борисова (доктор культурологии), журнал «Родина»