Верующие часто приписывают Альберту Эйнштейну религиозную веру в бога-творца. Давайте посмотрим, что же писал Эйнштейн о религии и авраамическом Боге.
Бог - продукт человеческих слабостей
«Слово "бог" для меня не более чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия - собрание почтенных, но все еще примитивных легенд, которые, тем не менее, довольно ребяческие. Никакая интерпретация, какой бы тонкой она ни была, не может (для меня) изменить этого».
Письмо философу Эрику Гуткинду, 3 января 1954 года.
Гармония как бог
«Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии всего существующего, а не в Бога, который заботится о судьбах и поступках людей».
Ответ Альберта Эйнштейна на вопрос раввина Герберта Гольдштейна "Верите ли вы в Бога?", цитата из "Бог: неудачная гипотеза" астрофизика и философа Виктора Стенджера.
Бенедикт Спиноза - голландско-еврейский философ-пантеист XVII века, который видел Бога в каждом аспекте существования, а также за пределами того, что мы можем воспринять в мире. Его представление о Боге не было иудео-христианским. Он считал, что Бог безразличен к отдельным людям.
О восхищении мирозданием
«То, что вы читали о моих религиозных убеждениях, было, конечно, ложью, ложью, которую систематически повторяют. Я не верю в личностного Бога, и я никогда не отрицал этого. Если во мне и есть что-то, что можно назвать религиозным, то это беспредельное восхищение устройством мира в той мере, в какой наша наука может его раскрыть».
Альберт Эйнштейн, письмо атеисту (1954), цитируется в книге "Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона", под редакцией Хелен Дукас и Банеш Хоффман.
Люди создали богов по своему образу и подобию
«В юный период духовной эволюции человечества фантазия людей создала богов по своему образу и подобию, которые посредством своих волевых действий должны были определять или, во всяком случае, повлиять на феноменальный мир».
Альберт Эйнштейн, цитируется в книге "2000 лет неверия" Джеймса Хаута.
Идея личностного Бога - это детская идея
«Я неоднократно говорил, что, по моему мнению, идея личностного Бога - это детская идея. Вы можете назвать меня агностиком, но я не разделяю крестоносного духа профессионального атеиста, чей пыл в основном объясняется болезненным актом освобождения от оков религиозной индоктринации, полученной в юности. Я предпочитаю смирение, соответствующее слабости нашего интеллектуального понимания природы и нашего собственного бытия».
Альберт Эйнштейн - Гаю Ранеру-младшему, 28 сентября 1949 года, цитируется Майклом Гилмором в журнале "Скептик", том 5, № 2.
Религиозная основа не нужна
«Мне кажется, что идея личностного Бога - это антропологическая концепция, которую я не могу воспринимать всерьез. Я также не могу представить себе некую волю или цель вне человеческой сферы... Науку обвиняют в подрыве морали, но это обвинение несправедливо. Этическое поведение человека должно быть основано на симпатии, образовании, социальных связях и потребностях; религиозная основа не нужна. Человек был бы действительно в плохом положении, если бы его сдерживал страх наказания и надежда на вознаграждение после смерти».
Альберт Эйнштейн, "Религия и наука", журнал "Нью-Йорк Таймс", 9 ноября 1930 года.
Бог как продукт человеческий чаяний
«Желание получить поддержку, любовь и поддержку побуждает людей формировать социальную или моральную концепцию Бога. Это Бог Провидения, который защищает, распоряжается, награждает и наказывает; Бог, который, в зависимости от границ кругозора верующего, любит и бережет жизнь племени или человеческого рода, или даже саму жизнь; утешитель в печали и неудовлетворенной тоске; тот, кто хранит души умерших. Это социальная или моральная концепция Бога».
Альберт Эйнштейн, журнал "Нью-Йорк Таймс", 9 ноября 1930 года.
Мораль - чисто человеческое
«Я не могу представить себе личностного Бога, который бы непосредственно влиял на действия отдельных людей или непосредственно вершил суд над существами, созданными им самим. Я не могу этого сделать, несмотря на то что механистическая причинность в определенной степени поставлена под сомнение современной наукой. Моя религиозность заключается в скромном восхищении бесконечно превосходящим духом, который проявляет себя в том немногом, что мы, с нашим слабым и преходящим пониманием, можем постичь в реальности. Мораль имеет первостепенное значение - но для нас, а не для Бога».
Альберт Эйнштейн, из книги "Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона", под редакцией Хелен Дукас и Банеш Хоффман.
Идея Бога имеет недостатки
«Никто, конечно, не станет отрицать, что идея существования всемогущего, справедливого и всеблагого личностного Бога способна дать человеку утешение, помощь и руководство; кроме того, в силу своей простоты, она доступна самому неразвитому уму. Но, с другой стороны, у этой идеи есть серьезные недостатки, которые болезненно ощущались с самого начала истории».
Альберт Эйнштейн, "Наука и религия" (1941).
Не существует трансцендентной воли
«Чем больше человек проникается упорядоченной закономерностью всех событий, тем тверже становится его убеждение, что на стороне этой упорядоченной закономерности не остается места для причин иной природы. Для него ни человеческая, ни божественная воля не существуют как независимая причина природных событий».
Альберт Эйнштейн, "Наука и религия" (1941).