Добрый день всем читателям моего канала ! Сегодня попробую разобрать на примере одного варианта из ЕГЭ 2022, как раскрывать отличия двух картинок в 4 задании устной части. И получать готовый второй абзац нашего устного ответа.
Всем, кто читает эту статью, напоминаю, что в 2023 году формат задания несколько изменился ! Чтобы точно знать, что из статьи можно использовать, вы можете прочитать об изменениях отдельно вот здесь.
Второй абзац – если не считать, что мы ещё с другом здоровались. Там ещё надо пару фраз на вступление, поздороваться и объяснить, что за фотографии прислал.
По заданию нам нужно найти отличия между этими двумя картинками. Как показывает практика, сложность заключается в том, что нужно чётко разграничивать, о чём мы говорим в первом и во втором абзаце. В первом мы говорим конкретно – кто, что, где и что делает. И ничего более. Там требуется a brief description. То есть, как вот я вижу на занятиях – ученики пытаются говорить более сложные вещи, смотреть глубже, находить отличия и даже перескакивать на преимущества и недостатки уже в первом абзаце. Это неправильно, потому что получается, во втором абзаце мы говорим то же самое. Мы это видим, мы теряем время, а потом нам хочется сказать что-то ещё, чтобы не было повторения. И вот мы теряем чёткость и теряем время. А если мы уже в первом абзаце упомянули и преимущества, и недостатки, что бывает из желания именно сделать как лучше – так тем более, нам становится сложнее во втором и третьем абзаце как-то выстроить логичный текст без повторов, без тавтологии .. Поэтому в первом абзаце мы чётко говорим «кто или что» я вижу, «где» оно находится, «что оно делает». Ничего больше ! Да, конечно, еще обоснование выбора картинок, но это отдельный момент, я сейчас только про само описание «от себя».
Если это кажется слишком примитивным, то мы можем просто набирать уровень за счёт лексики высокого уровня. Можно, например, не говорить She’s wearing a dress. Можно сказать She’s wearing a crimson turtleneck dress или She looks perfect in her crimson turtleneck dress. Но это не означает, что мы обязаны так говорить ! Когда мы видим вот эти вот изображения первый раз в жизни, и у нас две с половиной минуты – ой, да никто не знает, что придёт нам в голову. Это просто как пример, если кому-то кажется, что первый абзац выходит слишком примитивный, и хочется как лучше. Поэтому выезжаем за счёт лексики, можно за счёт грамматического оборота какого-то, пусть лексика, грамматика, управление глаголов, какие-то выражения интересные. Но не допускаем смыслового перескока сразу, допустим, на третий абзац.
А во втором абзаце мы должны показать отличия, и отличия – это уже не кто и что, и где, и что делает. Отличие – это чем принципиально отличаются эти занятия, в чём разница для людей, в чём отличаются предметы по сути. Может быть, в удобстве, во времени, которое требуется на выполнение занятия. Может быть, это активные или спокойные занятия. Может быть, это коллективное какое-то мероприятие или индивидуальное. Может быть, этот предмет предназначен для развлечения или для серьёзных каких-то профессиональных нужд. Нужно перейти от поверхностного такого выхватывания – ЧТО я вижу – к выявлению отличий каких-то более принципиальных. И вот за счёт этого мы говорим совершенно разные вещи в первом и во втором абзацах.
Вот здесь был целый список, как можно выявить эти отличия. Там формат ещё старый, но список пунктов, по которым можно находить отличия, может пригодиться и сейчас.
Возвращаясь к нашим картинкам про сельскую местность, про дачников и овечек, давайте представим, что первый абзац мы уже договорили. Мы не сказали там ничего лишнего. Он у нас уже готов, мы всё там обосновали, описали, мы сказали кого, где и за каким занятием мы наблюдаем. И вот мы перешли к отличиям. Как мне кажется, вот этот норматив «одно-два отличия» немного преувеличен. Я бы даже не стала пытаться выговорить два. Можно выявить хоть пять, но 3 минуты на всё, про всё – это очень-очень мало. Мне не хватает этого времени ещё и потому, что в третьем смысловом абзаце, где мы должны показать преимущества и недостатки, по методичке от нас требуют всё-таки сравнивать их крест-накрест. Что значит – не отдавать кому-то одни преимущества, а кому-то одни недостатки. Наоборот, нужно выявить сначала преимущество одного и недостаток другого явления, а затем – в обратную сторону, чтобы равновесие восстановилось. Это требует много времени, тк там же ещё и переходные фразы, время уходит быстро.
Итак, смотрим, чем может отличаться первая картинка от второй.
📌 Во-первых, люди на первой картинке определённо не утруждаются. Они отдыхают, они хорошо проводят время. У них домик обычный дачный. Можно предположить, что, если они даже работают в саду, копаются где-то в земле, всё равно это не та работа, которую каждый день с утра до позднего вечера выполняет фермер. Дачники – это про приехать, чайку попить на свежем воздухе, шашлык, грядочки себе в удовольствие. Вот гитара ещё.
Ну а на второй картинке, мы сейчас уже не про предметы говорим, а про специфику вот такого образа жизни – это ферма. Люди работают здесь круглый год, это тяжёлая работа, которая подходит не каждому. Мы рано встаём, мы вкладываем много сил и времени во всё это животноводство, мы не можем отвлечься и прохлаждаться.
- Some people occasionally come to their country houses to have a holiday, they enjoy themselves and don’t work there. Others own farms with lots of animals and, consequently, they have to work hard, it's well-known that farming suggests getting up very early and lots of tough, physical work. Некоторые люди лишь время от времени приезжают к себе на дачу, чтобы отвлечься, они хорошо проводят время и не работают там. Другие имеют фермы с большим количеством животных и, следовательно, им приходится много работать. Всем известно, что ферма подразумевает ранний подъем и тяжелый физический труд.
📌 Давайте теперь попробуем рассмотреть другое отличие. Мы понимаем, что дачники приезжают на свой участок, в свой дачный домик скорее всего только по выходным. Может быть, они приезжают туда в отпуск, может быть, на детские каникулы. Возможно, у них там живут более-менее постоянно бабушки и дедушки. Но сами эти люди определённо не живут там круглый год. А когда мы смотрим на ферму, мы понимаем, что эти люди живут там как раз круглогодично. Ферма требует их постоянного присутствия, животные требуют постоянного ухода, работы на ферме ведутся круглый год.
- Some people occasionally come to their country houses, mostly during a warm season. They can come there on holidays or when they have a day-off, but they don't stay there the whole year round. Others, who have their own farms with lots of cattle, can't leave those farms for long because animals can't survive without proper care and protection. Consequently, farmers reside on their farms during the whole year. Некоторые люди лишь время от времени приезжают к себе на дачу, в основном, в теплое время года. Они могут приезжать сюда в отпуск или на выходные, но они не живут там круглый год. Другие люди, у которых есть собственная ферма и свой скот, не могут уехать с фермы надолго, так как животные не могут выжить без надлежащего ухода и охраны. Как результат, фермеры проживают на своей фермы круглый год.
📌 Можно попробовать найти отличия в социальном плане. Люди, которые приезжают деревню, вот эти вот дачники, наверняка имеют много соседей. Мы можем даже не делать в этом случае акцент на приезжих дачниках, а просто сравнить сельских жителей и владельцев ферм. Как правило, дачная и сельская жизнь подразумевает, что мы всех знаем, мы встречаемся на каких-то деревенских мероприятиях, обсуждаем новости с соседом буквально через забор. Дети бегают все вместе на улице. Даже в какой-то момент это можно рассматривать как неудобство, потому что тут не хватает какого-то личного пространства, мы все на виду. В то время как фермер живёт в поле, вокруг его дома – поля, пастбища. У него нет стольких соседей, вокруг него нет большого количества людей. Это не то что не город какой-то большой, где людей очень много, и все несутся, это даже не деревня. И вот живёт он на своей ферме с ближайшими родственниками, наслаждается тишиной и уединением. И опять же, кому-то это подходит, а кому-то нет, и – вот тут мы переходим уже на основания. Почему мы выбираем эти картинки ? Потому что, допустим, они иллюстрируют, что кому-то больше нравится быть в центре событий, иметь много соседей, участвовать в сельских коллективных праздниках и тп, а кому-то нравится тишина и уединение.
Только – ещё один момент ! Вот мы начали уже рассуждать, что много соседей – это в чём-то хорошо, а в чём-то плохо .. А тишина и покой тоже кому-то нравятся, а кому-то нет .. Это всё хорошо, НО – оставляем эти соображения на третий абзац ! Там они как раз к месту будут. А иначе мы сейчас всё скажем, а в третьем абзаце будем делать что .. Повторять всё то же самое ?. Поэтому сейчас проговариваем только сами отличия, и получается вот такое:
- People in villages never stay alone, they often see their neighbours and occasionally take part in various group events, like festivals. On the contrary, on a remote farm people rarely see their neighbours, they can enjoy its peace and quiet with no talks and gossip around. Люди в деревнях никогда не остаются в одиночестве, они часто видятся со своими соседями и время от времени принимают участие в разных коллективных мероприятиях, к примеру, фестивалях. С другой стороны, на удалённой ферме люди редко видят своих соседей, они могут наслаждаться тишиной и покоем, без болтовни и сплетен.
Когда наши отличия готовы, не забываем их красиво совместить с обоснованием, почему мы эти картинки хотим использовать в нашем проекте. И получаем готовый ответ на второй пункт из 4 задания.