Найти в Дзене

Может ли эмпат отомстить нарциссисту его же монетой? Мини-сериал "Возвращение в Эдем"

На своем профессиональном сайте я уже начала разбирать австралийский мини-сериал 1983 года "Возвращение в Эдем" (первую часть эпопеи о женщине-миллиардерше по имени Стефани Харпер) в плане разумности мести Стефани своему мужу, перверзному нарциссисту Грегу Марсдену. Я назвала в целом план Стефани тактической ошибкой. В этой статье мне хочется подробно пояснить "от противного", чем могла бы закончиться подобная история, если случилось то, что случилось - высокочувствительный эмпат (Стефани) решил отомстить нарциссисту (Грегу) его же монетой и начал, чуть не написала полез, исполнять свой план. Итак, напомню коротко, что произошло. Умная в бизнесе, но крайне наивная в вопросах противоположного пола хозяйка горнодобывающей компании, 40-летняя миллиардерша Стефани Харпер, в третий раз выходит замуж. Ее избранник - молодой теннисист, в прошлом чемпион Уимблдона Грег Марсден, на поверку махровый перверзный нарциссист (если уж совсем точно - "темнотриадник", сочетающий в себе нарциссизм, мак
Оглавление

На своем профессиональном сайте я уже начала разбирать австралийский мини-сериал 1983 года "Возвращение в Эдем" (первую часть эпопеи о женщине-миллиардерше по имени Стефани Харпер) в плане разумности мести Стефани своему мужу, перверзному нарциссисту Грегу Марсдену. Я назвала в целом план Стефани тактической ошибкой. В этой статье мне хочется подробно пояснить "от противного", чем могла бы закончиться подобная история, если случилось то, что случилось - высокочувствительный эмпат (Стефани) решил отомстить нарциссисту (Грегу) его же монетой и начал, чуть не написала полез, исполнять свой план.

Кадр из мини-сериала "Возвращение в Эдем" (Австралия, 1983, режиссер К. Артур). Грег Марсден - Джеймс Рейн, Стефани Харпер (Тара Уэллс) - Ребенка Гиллинг
Кадр из мини-сериала "Возвращение в Эдем" (Австралия, 1983, режиссер К. Артур). Грег Марсден - Джеймс Рейн, Стефани Харпер (Тара Уэллс) - Ребенка Гиллинг

Итак, напомню коротко, что произошло. Умная в бизнесе, но крайне наивная в вопросах противоположного пола хозяйка горнодобывающей компании, 40-летняя миллиардерша Стефани Харпер, в третий раз выходит замуж. Ее избранник - молодой теннисист, в прошлом чемпион Уимблдона Грег Марсден, на поверку махровый перверзный нарциссист (если уж совсем точно - "темнотриадник", сочетающий в себе нарциссизм, макиавеллизм и психопатию). Грегу нужны деньги жены, кроме того, его до дрожи злит то, что Стефани не способна быть раскрепощенной в постели (вместо восхищения демонстрируя мужу страх и тем самым сбивая корону с его головы). Грег изменяет Стефани с ее лучшей подругой Джилли прямо во время медового месяца. И наконец, Грег задумывает убить богатую жену, чтобы завладеть ее имуществом. Он сталкивает ее в реку, кишащую крокодилами, и видит, как огромный крокодил утаскивает свою жертву под воду. Но Стефани не умерла. Она возвращается к жизни. Пройдя серию пластических операций, она становится молодой и привлекательной моделью по имени Тара Уэллс. Ее план - месть Грегу.

Как же Стефани думает отомстить мужу-преступнику? Приведу цитату из романа Розалин Майлз, написанного по сериалу.

Как-то одной из бессонных ночей она вдруг ясно поняла, что будет лучшей местью Грегу: надо вынудить его пережить такое же унижение, какое он заставил пережить ее, - пусть влюбится в женщину, которая его не любит, пусть его с презрением отвергнут и вышвырнут вон, пусть любовь его оценят ниже, чем пыль под ногами.*
*Перевод с английского А. Симбирцева

Не правда ли, подытожить план Стефани можно следующим образом: нарциссиста может переиграть только более сильный нарциссист, вот я эту роль и сыграю. Но каким человеком на самом деле является Стефани? Еще одна цитата, как говорит о ней генеральный директор компании, которой она владеет (в этот момент все близкие еще думают, что Стефани умерла, поэтому используют прошедшее время):

...это была добрая девушка, и люди не были ей безразличны. Она отдавала, и отдавала щедро, и единственное, чего ожидала взамен, чтобы судили по ее поступкам, а не по происхождению.*
*Перевод с английского А. Симбирцева

Стефани - высокочувствительный эмпат, понимающий, что чувствуют другие люди, остро реагирующий на чужую боль, всегда стремящийся помочь в трудной денежной ситуации, и ждущая за это простой человеческой благодарности, а не фырканий, что, мол, с твоими-то деньгами благотворительность творится автоматом. Сможет ли такой человек в жизни, а не на страницах книги или на экране, сыграть равнодушную, холодную, самовлюбленную девицу? Думаю, что вряд ли. Давайте посмотрим, что происходит в фильме дальше.

Стефани, работая топ-моделью и обретая славу, заново знакомится - уже как Тара - с Грегом, но не только с ним. А еще и со своей бывшей подругой Джилли, которая к моменту возвращения Стефани уже так зависима от Грега, что крепко выпивает, растеряла прежнюю привлекательность и всех друзей, включая своего супруга Фила. Стефани узнает, что Джилли была как минимум молчаливым свидетелем, а как максимум - соучастницей покушения Грега. И вот однажды Джилли звонит Стефани (ну то есть Таре) рано утром с просьбой вытащить ее из полицейского участка, куда она ночью угодила за пьяный уличный дебош. Что испытывает Стефани? Презрение, брезгливость, но - даже сейчас, когда она понимает, что Джилли во всем сама виновата, все равно испытывает долю сочувствия, помня, какой яркой, нарядной и уверенной в себе подруга была до того, как в их жизнь пришел Грег. Сочувствует, зная о роли Джилли в том инциденте на реке! Вот что такое высокочувствительный эмпат. Правдоподобно, что Джилли этого не заметит - ибо она не просто эгоцентрична и созависима, а еще и довольно глупа. Но Грег, а точнее - темнотриадник, который имеет животную интуицию, сразу бы почуял в Стефани, то есть в Таре, "слабину" эмпата. И неправдоподобно, что Грег не боится Тары.

В книге Розалин Майлз есть упоминания о том, что Грег не понимает, что такого есть в Таре, что его настораживает, но чувствует это. Но "книжный" перверзник делает это слабовато и глуповато в сравнении с реальными. Автор книги списывает это на махровый эгоцентризм и самопоглощенность Грега, а также следует стереотипному типажу: спортсмены - частенько люди недалекие. Но автор забыл один очень существенный нюанс - этот человек знает, что он совершил с женой, и знает, что тело - ни тело, ни малейшие останки - до сих пор не найдены. Чтобы вступить в права наследования, ему надо ждать семь лет, только тогда по британскому праву, действующему в Австралии, можно будет объявить Стефани умершей по безвестному отсутствию и передать Грегу наследство. Грег понимает, какое суровое наказание грозит ему за это по уголовному законодательству. Это будет полным крахом и его планов на наследство, и его мнимой грандиозности. Он должен панически бояться любого намека на появление дамы, хотя бы отдаленно напоминающей Стефани. А Грег с первой встречи с Тарой отмечает, что они со Стефани похожи!

Едва увидев вас, я поразился, как вы напоминаете Стефани внешне. Но она... смешно сравнивать. Она была гадким утенком. Вы - лебедь, которым она всегда хотела быть.*
*Перевод с английского А. Симбирцева

Поразился? Истинный, реальный, жизненный "темнотриадник" в первую очередь бы страшно испугался! А во вторую - думаю, поставил бы перед собой четкую цель: проверить эту женщину на особые приметы, принадлежавшие Стефани. Родинки, шрамы, форма ногтей - то, чего не изменит хирургия. (Помните "Рабыню Изауру" и след от ожога? Вот как-то так же.)

Страх Грега должен был усилиться, когда он пригласил Тару домой и увидел, как она ладит с собакой Стефани (суровый сторожевой пес ее сразу узнал) и детьми Стефани (взятыми Грегом из школы, по их словам, "для антуража"). Думаю, реальный перверзник предпринял бы вторую попытку утопить Стефани, когда они пошли после обеда кататься на яхте, плавать и загорать. Тара разделась до купальника, и Грег должен был бы непременно начать искать особые приметы. Нашел бы - держись, женушка, несмотря на присутствие рядом сына (который автоматом тоже подвергался опасности).

Но если бы даже Грег пока (ключевое слово - пока!) не нашел таких примет, то все равно - вовсе не о любви он должен был говорить с Джилли, выяснив, что Джилли и Тара уже знакомы. Грег должен был резко оборвать любые пьяно-любовные речи Джилли и сказать: "Подожди, у нас серьезные проблемы. Кто эта дама, эта Тара Уэллс? Уж больно много в ней черт Стефани. Ты знала свою подругу хорошо - какие у нее были особые приметы, кроме тех, что я знаю?". И Джилли, которая уже раньше встречалась с Тарой без Грега, могла бы вспомнить вот хотя бы на близкую ей тему выпивки - о том, что Тара, как и Стефани, из всех алкогольных напитков отдает предпочтение пиву. Это бы усилило панику Грега и намерение как можно скорее, "на всякий случай", расправиться и с Тарой, ибо перверзнику убить человека в общем ничего не стоит.

И так далее, и так далее. Подведем итог - думаю, что если бы в жизни женщина, подобная Стефани, затеяла бы такую игру, вторая попытка убийства состоялась бы гораздо быстрее, чем в кино, и, вероятно, увенчалась бы успехом.

Завершить эту статью мне хочется словами о поведении Стефани, которые я на эту тему уже сказала на своем профессиональном сайте:

Опасно! Крайне! Страшно опасно!

Никогда не пытайтесь повторить!