Оптимизация расходов: на чём HR может сэкономить?

Всё ещё не оптимизировали бюджет? Тогда мы идём к вам! Только в случае с сокращением расходов нет и не будет волшебной таблетки, потому что все компании, как и люди, очень разные.

Всё ещё не оптимизировали бюджет? Тогда мы идём к вам! Только в случае с сокращением расходов нет и не будет волшебной таблетки, потому что все компании, как и люди, очень разные. Наш HRD Вера Маневич знает, с чего начать и как провести оптимизацию правильно, чтобы не вызвать в коллективе сопротивления и стресса.

Первое, с чего нужно начать любое дело, — это исследование. Нельзя просто взять и отрубить статью расходов: мы должны чётко видеть цепочку последствий каждого решения. Поэтому исследование не может быть формальным и ограничиваться только опросником, важно лично переговорить с тимлидами и руководителями отделов, узнать, с какими настроениями сейчас работают люди. Сначала мы как врачи проводим диагностику, и только потом подбираем «лечение».

Коллектив в компании может переживать разные эмоции: в одних рушатся команды, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от летнего тимбилдинга. У других, наоборот, сотрудники уходят от переживаний в работу, и чем её больше, тем лучше, соответственно расходы на тимбилдинг можно сократить. Хотя практика показывает, что расходы на командообразование можно урезать всегда, и не только в кризис, потому что появились новые форматы и практики формирования команд.

Поделюсь кейсом Зарплаты.ру. В период пандемии, когда было тревожно пользоваться общественным транспортом, мы предложили коллегам поучаствовать в соревновании: какая команда пройдёт больше шагов. Все скачали бесплатное приложение, обзавелись трекерами и начали шагать: пешком на работу и обратно, пешком по лестнице вместо лифта и тд. Каждый отдел следил за успехами команды, каждый хотел выиграть. А выиграли в итоге все: коллеги сплотились и стали более дружны, многие получили новую здоровую привычку больше ходить (челлендж длился 50 дней), а некоторые даже занялись бегом. Тимбилдинг? Да! А расходов ноль.

Ещё один лайфхак экономии бюджета — это всё делать сильно заранее. Готовить сани летом и уже сейчас бронировать площадку для новогоднего корпоратива и закупать подарки. Точнее не летом, а уже сейчас.

Другой способ оптимизации — замена. Он, по моему опыту, самый эффективный. Если есть запрос на обучение и развитие, а статью расходов на образование пришлось урезать, то нужно заменить его на внутреннее обучение и менторство. В любой компании есть эксперты, которым есть, чем поделиться. Нет возможности закупать образовательный контент — переупакуйте тот, который был куплен ранее. Вряд ли эти книги и знания успели потерять ценность.

Этот принцип можно развить и дальше и заменить одноразовые полотенца на сушилку для рук, а одноразовые стаканчики возле кулера на красивые фирменные кружки. Перейти наконец-то от бумажного документооборота на электронный. Это и практично, и экологично!

Оптимизация расходов — это всегда про ценности компании. Задача эйчара пересобрать эти ценности и исходя из этого пересмотреть бюджет. Пересобирать — это не значит в чём-то отказывать коллегам из-за экономии, а именно предложить замену или аналог, найти креативное решение для того, чтобы сотрудники не теряли мотивацию. Потому что именно от удовлетворенности сотрудников компании будет зависеть, удержится бизнес на плаву или нет, а не от цифр и нашем бюджете.

А вы уже начали оптимизацию бюджета? Напишите, с какими трудностями столкнулись, разберём их вместе. И не забывайте про наш блог — там очень много полезной информации для эйчаров и руководителей компаний!