Найти тему
Sunny Blues

Альбомы «KING CRIMSON», которые надо обязательно иметь в своей коллекции

Оглавление

KING CRIMSON навряд ли можно отнести к коллективам с равномерной и спокойной, устойчиво развивающейся карьерой. Не было ничего стабильного или логичного с самого момента их образования в 1968 году. За пять десятилетий через эту легендарную прог-группу прошли почти два десятка музыкантов.

Билл Бруфорд, барабанщик KING CRIMSON в середине 70-х, однажды назвал «кошмарным местом» группу, основанную гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлсом после того, как они потеряли интерес к своей предыдущей группе GILES, GILES AND FRIPP.

Роберт Фрипп, 1980
Роберт Фрипп, 1980

Фрипп и Джайлс отказались от эксцентричного попа прежнего трио с намерением создавать более сложную, выносящую мозг музыку, и пригласили мультиинструменталиста Иэна Макдональда, басиста-вокалиста Грега Лейка и автора текстов Пита Синфилда. Фрипп оставался всё это время единственным постоянным участником группы.

По-видимому, именно музыкальное мировоззрение Роберта и его внутренний драйв сохраняли за CRIMSON постоянное место в авангарде новаторской и очень своеобразной музыки. Но он сделал для группы и ещё кое-что. Прекрасно понимая, что творчество порой рождается в результате бардака и разногласий, он привлекал в группу очень талантливых и эгоцентричных индивидуальностей.

Результатом стало большое количество работ KING CRIMSON, которым не только позавидовали многие их коллеги, но и которые существенно повлияли на дальнейшее развитие прога. Мы не удивимся, что такие группы, как TOOL или PORCUPINE TREE неоднократно ссылались на CRIMSON как на источник своего вдохновения. Но Фрипп и Ко расширили границы своего влияния далеко за пределы "прогрессивного" мира. Канье Уэст использовал семпл 21st Century Schizoid Man для своего хита Power 2010 года, а британская техно-группа OPUS III сделала кавер на I Talk To The Wind в 1992.

Вовсе не удивительно, что щупальца CRIMSON захватили столь разносторонних музыкантов. Они никогда не стояли на месте и не развивались только в одном направлении, разведывая боковые коридоры и охватывая все текстуры музыки. Джаз, классика, блюз и фолк - лишь немногие пастбища, на которых они паслись.

Но не будем забывать, что они также добились и значительного коммерческого успеха - восемь их альбомов попали в британский топ-40.

In The Court Of The Crimson King (1969)

Дебют группы оставил незабываемый след в прог-роке. Заглавный трек и Epitaph одновременно и красивые, и какие-то немного жуткие, отражающие тот стиль, который скоро станет визитной карточкой CRIMSON, и который они скоро доведут до совершенства в самых мельчайших деталях своей музыки.

CRIMSON отошли немного в сторону от обычных для того времени блюзовых тенденций, присоединив к психоделическим основам джаз и фолк, и создав таким образом свой собственный виртуозный стиль. Пластинка просто сияет своей яркостью, что особенно заметно сейчас, на фоне тусклой серости гранжа или альта 90-х и начала 2000-х. Полагаю, можно смело её назвать одним из самых выдающихся альбомов той эпохи. CRIMSON создали свое собственное музыкальное измерение. Никто больше не звучит так.

Red (1974)

В каком-то смысле удивительно, что седьмой альбом CRIMSON вообще был записан. Группа тогда была на грани распада и в итоге распалась-таки вскоре после его выхода, закончив таким образом первый этап своей карьеры.

Red, пожалуй, самый тяжелый по музыке альбом KING CRIMSON. Фрипп на этом этапе в каком-то смысле замкнулся в себе, предоставив барабанщику Биллу Бруфорду и басисту Джону Уэттону руководство сессиями. В результате альбом получился более примитивным, чем предыдущие шесть, и местами очень жесткий.

Заглавный трек очень драйвовый, эмоциональный, наполненный силой.

Starless - эпик, меняющийся, как торнадо, но не теряющий связи с брутальной атмосферой Red.

В целом же, по словам Уэттона, Red - это шизоидные отношения между цивилизованным неистовством и суровой изощренностью.

Larks’ Tongues In Aspic (1973)

Рождение третьего воплощения группы ознаменовало изменение отношения к творческому процессу, поскольку Фрипп решил перевести CRIMSON в более свободный полет. Стержнем нового подхода стал скрипач Дэвид Кросс, а эксцентричный перкуссионист Джейми Мьюир только расширил остальным музыкантам поле деятельности для ярких экспериментов.

Наиболее очевидно это проявилось в Larks’ Tongues In Aspic (Part One), длиннющем инструментале, в котором джаз-фьюжн сочетается с классическими экскурсами 20-го века, и как бы невзначай добавлены хард-рок украшения.

Cхема, которая станет определяющей для KING CRIMSON на долгие годы.

Starless And Bible Black (1974)

Перкуссионист Джейми Мьюир удалился в буддийский монастырь, а группа впервые столкнулась с кризисом в написании нового материала. Однако они решили эту дилемму, дав полную волю своим музыкальным рефлексам.

В результате получился альбом, по существу импровизационный и в основном записанный вживую. Заглавный трек взят из сессии в Амстердаме.

Единственными двумя треками, полностью записанными в студии, оказались The Great Deceiver и Lament.

Первый был скорее коммерческим шагом, второй - CRIMSON в лучшем проявлении.

Общее впечатление от альбома очень освежающее: музыканты от дисциплины ушли в разгул инстинктов.

USA (1975)

Концертный отчёт о турне группы 1974 года по США. Альбом тонко уловил суть одного из их самых важных периодов группы, хотя на оригинальной обложке Фрипп и написал R.I.P.

Альбом открывается кататоническим жужжанием Walk On… No Pussyfooting, плавно переходящим в Larks’ Tongues In Aspic (Part Two). Остальная часть сета воочию демонстрирует первобытную силу музыкальных магов KING CRIMSON. Некоторые скрипичные партии Дэвида Кросса были перезаписаны Эдди Джобсоном в студии.

THRAK (1995)

Больше десяти лет поклонники ждали нового творения CRIMSON, и наконец Фрипп собрал состав, который он назвал «двойное трио».

Результат получился очень плотный, и очень интересно слушать, как шесть музыкантов ведут себя себя по-разному на протяжении пластинки. Временами, как в заглавном треке, это звучит как битва между двумя трио, играющими друг против друга. А на Dinosaur они все работают в беспокойном унисоне. Два барабанщика, Билл Бруфорд и Пэт Мастелотто, формируют здесь структуру, внутри которой Фрипп играет свое причудливое гитарное соло. Очень харизматичная запись.

Lizard (1970)

Немного чудной альбом KING CRIMSON. Ну, во-первых, состав, который записал его, никогда не играл вживую, добавим то, что басист-вокалист Гордон Хаскелл позже признался, что ему абсолютно не нравится то, как получился альбом. Вспомним, как песня Indoor Games завершается его смехом, видимо связанным с тем, что он считал тексты Синфилда просто нелепыми.

Happy Family повествует о распаде THE BEATLES.

Джон Андерсон выступил в качестве гостя на заглавном треке, который стал самым длинным студийным треком за всю историю CRIMSON.

Кстати, некоторые поклонники группы с извращенной идиосинкразией посчитали его слишком джазовым и не приняли.

Discipline (1981)

Семь лет перерыва, и KING CRIMSON вернулись с обновленным составом. Из той эпохи остались только Фрипп и Билл Бруфорд, и к ним присоединились бывший гитарист Дэвида Боуи Адриан Белью и басист Тони Левин, который также мастерски играл на стике.

Понимая, что музыка за время их отсутствия сильно изменилась, CRIMSON были ориентированы на адаптацию ко вкусам 1980-х.

Они смешали джаз-рок с идеями нью-вейв, в частности это проявилось в том, как дополнили друг друга совершенно разные подходы к игре на гитаре Фриппа и Белью. В результате прог 70-х смешался с арт-роком 80-х, и вообще всё прозвучало как прямое продолжение того, чем Фрипп занимался годом ранее со своей недолго просуществовавшей LEAGUE OF GENTELMEN.

Happy With What You Have To Be Happy With (2002)

Этот EP больше, чем то, что просто нужно, чтобы заполнить время до следующего альбома. Он вполне самодостаточен и индивидуален, и неплохо обозначает связь KING CRIMSON с более поздними прогерами. Заглавный трек, во-первых, очень хорошо демонстрирует, чем CRIMSON вдохновили такие группы, как TOOL, а во-вторых показывает способность Фриппа впитывать в себя их влияние.

Читать также: