Справедливости ради, нужно сказать, что обман бывает не всегда намеренный. Иногда специалист просто ошибся (все мы люди), иногда виною всему некомпетентность. Но иногда на нас действительно хотят «заработать». Разбираемся, в каких случаях стоит насторожиться.
Этим материалом мы ни в коем случае не хотим очернить представителей профессий! Цель материала - обратить внимание читателей на то, что недобросовестные специалисты встречаются, и единичные случаи обмана бывают.
Обман в магазинах
Чаще всего мошенничество происходит на кассе. Да, многие сейчас работают под видеокамерами, но уследить за всеми операциями при огромных объемах информации и потоке покупателей не всегда возможно.
- Недосдать сдачу наличкой. Классика на все времена. В группе риска рассеянные и подвыпившие покупатели. Но и раздраженная мама с плачущим ребенком или подслеповатая бабушка тоже могут быть обманутыми. Если вы заметили недостачу – вам просто улыбнутся и извинятся. Не заметили – запомнят сумму и изымут до снятия кассы.
- Несколько раз просканировать один и тот же товар. Если много позиций, то покупатель может и не заметить. А позже кассир или его сообщник заберет «пробитый» товар из торгового зала.
Что делать? Проверять чек не отходя от кассы.
- Акционный товар «2 по цене 1». Если вы не заметили условия акции и взяли только один продукт, на кассе могут «не подсказать», что вам полагается еще один. Просто заберут в конце смены второй товар себе.
- Еще один способ воровства под кодовым названием «черепашка» относится к покупателям. Стоявший перед вами человек очень медленно собирает свой товар. А кассир тем временем отбивает уже ваш и складывает. В результате за кассой ваши покупки смешиваются. А медлительный покупатель вдруг резко ускоряется и начинает складывать в свою сумку и ваши оплаченные продукты. Пока сообразите, что он взял и часть вашего, «черепашки» уже и след простыл.
Что делать? Быть внимательнее к личностям с подозрительным поведением. Складывать свои продукты в заранее подготовленный пакет.
В торговом зале свои уловки. Перечислим лишь те, на которые можем повлиять:
- Взвешивание. В маленьких магазинчиках и киосках могут «настроить весы» в пользу продавца. В сетевых это делать опасаются, но могут «забыть» вычесть вес тары, убрать палец с весов, выбрать при взвешивании код более дорогого товара.
- Недовложение в фасованный продукт. Колбаса, конфеты, сыр и т.д. То, что фасуется на местах.
Что делать? Если в чем-то сомневаетесь, проверьте вес на контрольных весах (есть во всех крупных магазинах).
- Вложение испорченного товара. В пластиковой таре его не заметить. Так продаются фрукты, ягоды, колбасная и мясная нарезка и т.д.
Что делать? По возможности самостоятельно выбирайте и взвешивайте фрукты, овощи, ягоды и др.
- Продукты с коротким сроком годности выдвигаются вперед. Этот подвох от магазинов знают многие, но некоторые до сих пор на него попадаются.
Что делать? Протяните руку дальше и достаньте товар с задних рядов, его срок годности может оказаться длиннее.
- При неправильном хранении замороженные овощи, фрукты, пельмени, рыба и другое на развес покрываются льдом и снегом и приобретают дополнительный вес.
Что делать? Если увидели, что продукт «переморожен», то брать его не стоит. И вкусовые качества будут не те, и вес больше реального (а значит, и цена).
И напоследок об одном вольном или невольном заблуждении покупателя. Часто продавцы твердят, что без бумажного чека нельзя вернуть покупку. Можно. По закону о защите прав потребителей, бумажный чек может заменить электронный банковский чек, а также записи с камер видеонаблюдения или свидетели покупки, которые были с вами в тот день. Вернуть товар можно в течение 14 дней и без признаков эксплуатации.
Обман в стоматологии
Найти своего стоматолога – честного, грамотного, с золотыми руками – целый квест. И пока мы встречаемся с другими, стоит быть внимательнее.
– Вам предлагают заменить все пломбы.
Самый распространенный прием, который до сих пор в ходу у некоторых стоматологов. Вам сообщают, что вот эту пломбу нужно заменить, и вон ту тоже, а здесь пигментное пятно, которое скоро превратится в кариозную полость. И все необходимо сделать срочно в ближайшее время, ведь вот-вот начнется пульпит и придется удалять нервы.
Услышав нечто подобное, прежде всего, нужно выдохнуть. А потом для успокоения посетить другого врача. Желательно, имеющего хорошие отзывы среди ваших знакомых. Старые пломбы меняют, если они стали негерметичными или вас что-то начинает беспокоить в этом зубе. А пигментированная эмаль чаще всего не нуждается в лечении.
– Врач без должного обследования сразу ставит серьезные диагнозы.
Например, гингивит или пародонтит. «Но все поправимо, у нас в клинике прекрасные методики по их лечению». Если у вас есть сомнения по поводу поставленного вам диагноза и назначенного дорогостоящего лечения, проконсультируйтесь с еще одним доктором. Лучше пародонтологом.
– Находит сразу несколько кариесов, которые пациент не может разглядеть.
Или предлагают полечить «микрокариес» – маленькие белые пятна на зубах. Тут однозначно нужна консультация еще одного специалиста. Возможно, вашего кариеса не существует вообще. А белые пятнышки могут остаться в таком состоянии на десятилетия и так и не «переродиться» в кариес. Не поленитесь еще раз проконсультироваться.
– Врач "рисует более серьезную картину" вашего заболевания
Например, вместо небольшого наддесневого зубного камня пишут пародонтит, вместо кариеса диагностируют пульпит или периодонтит. И цена лечения повышается.
Хорошо бы изучить описание зубных заболеваний. Тогда будете знать, что единичный наддесневой зубной камень обычно не особо беспокоит пациента. А вот пародонтит не заметить невозможно (постоянная отечность, болезненность и кровоточивость десен).
Если при приеме сладкой пищи возникает острая и быстропроходящая боль в зубе, то это может быть глубокий кариес (нерв удалять не надо). Если зуб ноет, долго болит от сладкого и холодного, не дает спать, то вероятность пульпита увеличивается (возможно, нерв не спасти).
При малейших сомнениях в диагнозе врача, лучше перестраховаться и посетить для консультации другого доктора.
– Советует удалить зуб, чтобы вместо него поставить имплант.
Когда предлагают что-то удалить, всегда нужно консультироваться у нескольких докторов. Иногда зуб можно сохранить, даже если от него осталась одна стенка. Пусть он простоит всего год-пять лет, но это свой зуб, и кто-то из пациентов с радостью соглашается на такой вариант. А кто-то сразу хочет установить имплант. Важно, чтобы вам все этого проговорили, и вы сами приняли решение.
– Навязывает отбеливание зубов перед установкой брекетов.
Бесполезная и даже вредная в данном случае процедура. Большинство видов отбеливания ослабляет зубную эмаль. А вот процедура реминерализации перед ношением брекетов очень даже будет кстати. Она укрепит эмаль и снизит риск кариеса.
– Назначает профессиональную гигиену полости рта каждые 3 месяца.
Полезная процедура для сохранения здоровья зубов и десен. Но исследования показывают, что вполне достаточно проводить ее 2 раз в год. Если вам рекомендуют больше, то, вероятно, это попытка на вас заработать.