В условиях беспрецедентных санкций коллективного Запада Россия находит новые точки соприкосновения с Турцией
Российские компании все больше выбирают турецкий берег. Турецкий бизнес стремится в Россию. По следам визита в Анкару вице-премьера РФ Александра Новака.
Несмотря на всю свою восточную хитрость, президент Реджеп Тайип Эрдоган – нравится это кому-либо или нет – играет все более заметную роль в мировых процессах. Он не боится ставить ультиматумы как Европе, так и США, выбивая для своей страны определенные преференции.
«Мы сейчас живем в мире хаоса. И каждая страна хочет выиграть в этом хаосе».
Об этом в своем комментарии специально для AMMIAC. рассказал политолог, историк, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Анкаре не дают покоя лавры Османской империи.
Эрдоган сегодня много делает для того, чтобы усилить регион Южного Кавказа и Центральной Азии. Они очень богаты жизненно важными ресурсами: нефтью, газом и многими другими полезными ископаемыми.
Более того, в настоящее время Турция ведет переговоры со страной ОДКБ – Арменией. Цель Анкары - получить под свой контроль Зангезурский коридор. По сути, на кону - пересмотр государственных границ между Турцией и Арменией.
«Если стороны придут к согласию, Турция получит возможность распределять углеводородное сырье среди Европейских стран. В этом случае Турция создает у себя еще один газовый хаб и получит большее влияние на Европу. Кому захочу – дам газ, кому не захочу – не дам», - убежден Семен Багдасаров.
Еще один любопытный факт. Два года назад Турция подписала с Ливией соглашение о морской границе в Восточном Средиземноморье. Этот договор не просто гарантирует права и интересы Анкары в регионе. Главное – он позволяет единолично претендовать на крупное газовое месторождение.
«Представьте, Турция заявляет, что это граница поколений Турции, зона их ответственности. Израиля - нет, Ливана – нет, Кипра – нет, Греции – нет. Анкара говорит – это все наше. Вот уж, действительно, Османская Империя»,
- восклицает Багдасаров.
К этому следует добавить известную ультимативную позицию по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО. Эрдоган готов пойти на конфликт с Америкой и наложить вето на вступление двух скандинавских стран в Североатлантический альянс. Между собой по этому вопросу уже поговорили госсекретарь США Блинкен и министр иностранных дел Турции Чавушоглу. А теперь уговаривать Эрдогана, суля что-то взамен, собирается и сам президент США Байден.
На этом фоне примечателен визит в Турцию вице-премьера РФ Александра Новака. Он только что вернулся из Анкары.
В ходе своего визита, стороны обсуждали подготовку к девятому заседанию Совета сотрудничества на высшем уровне между Россией и Турцией. А еще - проведению следующего, 18-го заседания Межправительственной комиссии стран.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова,
«у Путина есть действующее приглашение посетить Турцию, и он им обязательно воспользуется, но сроки такого визита еще предстоит согласовать».
Так чем же России так интересна Турция?
В Москве убеждены, что деловое сотрудничество двух стран вышло на беспрецедентно высокий уровень.
«В первую очередь, это - итог интенсивного политического диалога на высшем уровне»,
- говорит эксперт Семен Багдасаров.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире, товарооборот между странами демонстрирует положительную динамику.
В 2021 году он прибавил 57% и составил 33 млрд долларов США. А в текущем году только за I квартал объем взаимной торговли вырос больше чем в 2 раза – до 13,7 млрд долларов США.
Россия и Турция уже реализовали ряд крупных проектов – газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток». Москва продолжает строить первую турецкую АЭС «Аккую».
Как пояснил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак,
«для сохранения положительной динамики товарооборота важно продолжать работу над снижением барьеров в двусторонней торговле».
Стороны упрощают таможенные процедуры. На повестке дня - взаимодействие в финансово-банковской сфере, в транспорте и логистике, промышленности и энергетике, сельском хозяйстве и туризме.
«В части транспорта стороны работают над расширением узких мест в экспортной инфраструктуре, не позволяющих значительно увеличить пропускную способность взаимной торговли»,
- говорит Семен Багдасаров.
Уже сегодня Москва и Анкара договариваются о совместном развитие новых, более технологически сложных отраслей промышленности: судостроение, авиапром и космонавтика, фармацевтика, цифровые и энергоэффективные технологии.
Сегодня многие российские компании стремятся выйти на турецкий рынок. Для Турции нынешнее время – очень благоприятное, поскольку освободились значительные экономические ниши, которые могут быть заняты турецким бизнесом.