Найти в Дзене
Trend Factor Дайджест

В чем разница между даосизмом и конфуцианством?

Две великие местные философские и религиозные традиции Китая, даосизм и конфуцианство, зародились примерно в одно и то же время (6-5 века до н.э.) на территории, которая сейчас является соседними восточными китайскими провинциями Хэнань и Шаньдун соответственно. Обе традиции пронизывали китайскую культуру на протяжении примерно 2500 лет. Оба связаны с отдельным основателем, хотя в случае с даосизмом фигура Лао-цзы (расцвет жизни в 6 веке до н.э.) крайне неясна, а некоторые аспекты его традиционной биографии почти наверняка легендарны. Традиционная, но маловероятная история гласит, что Лао-цзы и Конфуций (551–479 гг. до н. э.), основатель конфуцианства, однажды встретились и что бывший (старший) философ не был впечатлен. Как бы то ни было, их соответствующие традиции имеют много общих идей (о человечестве, обществе, правителе, небесах и вселенной), и на протяжении тысячелетий они влияли и заимствовали друг у друга. Даже после окончания династического периода (1911 г.) и создания коммуни
Оглавление

Две великие местные философские и религиозные традиции Китая, даосизм и конфуцианство, зародились примерно в одно и то же время (6-5 века до н.э.) на территории, которая сейчас является соседними восточными китайскими провинциями Хэнань и Шаньдун соответственно. Обе традиции пронизывали китайскую культуру на протяжении примерно 2500 лет. Оба связаны с отдельным основателем, хотя в случае с даосизмом фигура Лао-цзы (расцвет жизни в 6 веке до н.э.) крайне неясна, а некоторые аспекты его традиционной биографии почти наверняка легендарны.

Традиционная, но маловероятная история гласит, что Лао-цзы и Конфуций (551–479 гг. до н. э.), основатель конфуцианства, однажды встретились и что бывший (старший) философ не был впечатлен. Как бы то ни было, их соответствующие традиции имеют много общих идей (о человечестве, обществе, правителе, небесах и вселенной), и на протяжении тысячелетий они влияли и заимствовали друг у друга. Даже после окончания династического периода (1911 г.) и создания коммунистической Народной Республики (1949 г.), которая часто была жестоко враждебна религии, влияние как даосизма, так и конфуцианства в китайской культуре остается сильным.

Даосизм и конфуцианство возникли как философские мировоззрения и образ жизни. Однако, в отличие от конфуцианства, даосизм в конечном итоге превратился в самосознательную религию с организованной доктриной, культовыми практиками и институциональным лидерством.

Отчасти из-за того, что доктрины религиозного даосизма неизбежно отличались от философии, из которой они возникли, среди более поздних ученых стало принято различать философскую и религиозную версии даосизма, причем некоторые воспринимали последнюю как суеверное неверное толкование или фальсификацию оригинальная философия.

Однако этот критический взгляд сейчас обычно отвергается как упрощенный, и большинство современных ученых считают философские и религиозные интерпретации даосизма взаимообусловливающими и взаимовлияющими друг на друга.

Даосизм

Основные идеи и доктрины философского даосизма изложены в «Даодэцзин» («Классика пути к власти») — труде, традиционно приписываемом Лао-цзы, но, вероятно, составленном уже после его жизни многими руками, — и в «Чжуанцзы» («Мастер Чжуан»). ) одноименным даосским философом 4–3 веков до н.э. Философская концепция, от которой традиция получила свое название, дао, широка и многогранна, на что указывает множество взаимосвязанных значений этого термина, включая «путь», «дорога», «путь», «речь» и «метод».

Соответственно, эта концепция имеет различные интерпретации и играет разные роли в даосской философии. В своей наиболее глубокой интерпретации, Космическом Дао, или Пути Космоса, это имманентный и трансцендентный «источник» вселенной (Даодэцзин), спонтанно и непрестанно порождающий «десять тысяч вещей» (метафора мира) и порождая в своем постоянном колебании дополнительные силы инь-ьян, составляющие все аспекты и явления жизни.

Космическое Дао «неощутимо» и «неразличимо» в том смысле, что оно неопределенно или не является чем-то конкретным; это пустота, которая латентно содержит все формы, сущности и силы конкретных явлений.

Другая важная интерпретация дао — это особый «путь» вещи или группы вещей, включая отдельных людей (например, мудрецов и правителей) и человечество в целом.

Даосская философия характерно противопоставляет Космическое Дао в его естественности, спонтанности и вечных ритмических колебаниях искусственности, принуждению и застою человеческого общества и культуры.

Человечество будет процветать только в той мере, в какой человеческий путь (рендао) настроен или гармонизирован с Космическим Дао, отчасти благодаря мудрому правлению царей-мудрецов, которые практикуют увэй, или добродетель не предпринимать действий, которые не согласуются с природой.

Конфуцианство

Вообще говоря, в то время как даосизм охватывает природу и то, что является естественным и спонтанным в человеческом опыте, вплоть до отказа от значительной части передовой культуры, образования и морали Китая, конфуцианство касается социальных институтов человека, включая семью, школу, общину, и государство — как необходимые для человеческого процветания и морального совершенства, потому что они являются единственной сферой, в которой возможны эти достижения, как их понимал Конфуций.

Любитель древности, Конфуций широко пытался возродить знания, культурные ценности и ритуальные практики раннего царства Чжоу (начиная с XI века до н. период Весны и Осени) и поощрение индивидуального самосовершенствования — задача приобретения добродетели (жэнь, или «гуманность») и становления нравственным образцом (дзюньцзы, или «джентльмен»).

Согласно Конфуцию, все люди, независимо от их положения, способны обладать рэн, что проявляется, когда в своих социальных взаимодействиях человек демонстрирует человечность и доброжелательность по отношению к другим. Самосовершенствующиеся джунзи обладают этической зрелостью и самопознанием, достигнутыми за годы обучения, размышлений и практики; таким образом, они противопоставляются мелким людям (xiaoren; буквально «маленький человек»), которые морально подобны детям.

Мысль Конфуция по-разному интерпретировалась в течение следующих 1500 лет более поздними философами, которые были признаны основателями своих собственных школ конфуцианской и неоконфуцианской философии.

Около 1190 года философ-неоконфуцианец Чжу Си опубликовал сборник замечаний, приписываемых Конфуцию, которые передавались как устно, так и письменно. Известная как Лунью, или Аналекты Конфуция, она с тех пор считается наиболее достоверным историческим отчетом о жизни и доктринах Конфуция.

#дзечтиво #конфуций и даосизм базовые отличия #конфуций Vs даосизм #разница между конфуцианством и даосизмом