Найти тему
ТЕХНОСФЕРА

JF-17 Block 3 против J-10C: сравнение двух передовых новых одномоторных истребителей Китая

Хотя Китай был крупным производителем реактивных истребителей с 1960-х годов, которые широко экспортировались во время холодной войны, страна стала ведущим производителем в области боевой авиации только в 2010-х годах, когда формально огромный разрыв в производительности между ИТ и лидерами отрасли был в значительной степени преодолен.

Это, пожалуй, лучше всего продемонстрировала программа истребителей J-20, которая в марте 2017 года произвела первый в мире серийны истребитель пятого поколения за пределами США. Возможности J-20 продемонстрировали, что Китай во многих отношениях достиг уровня своих конкурентов в России и Европе в качестве равного конкурента Соединенным Штатам, как и Советский Союз за десятилетие до его распада, причем достижения в промышленности также отразились на возможностях других китайских истребительных программ, таких как J-16 и J-10C поколения "4 +".

-2

Китай произвел два совершенно разных класса одномоторных легких истребителей. J-10 и JF-17 впервые поступили на вооружение в 2006 и 2008 годах соответственно, причем первый был разработан для ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), а второй — исключительно для экспорта.

Хотя эти два истребителя изначально были несколько посредственными, поскольку военная авиационная промышленность Китая и общая экономика значительно продвинулись в 2010-х годах, оба истребителя увидели новые варианты, которые произвели революцию в их характеристиках.

Последняя итерация J-10, J-10C, поступил на вооружение НОАК весной 2018 года, а сейчас по разным оценкам в ВВС НОАК может насчитываться до 150 единиц. Он служит дополнением к более тяжелым истребителям J-16 и J-20, производимым параллельно, с гораздо более низкими потребностями в техническом обслуживании и эксплуатационными расходами, что позволило ему очень широко развернуться для замены старых самолетов, таких как J-7.

-3

Примечательные особенности включают двигатели векторизации тяги, интеграцию радара AESA, новую авионику и системы радиоэлектронной борьбы и, возможно, наиболее заметный доступ к ракетам класса "воздух-воздух" PL-15 и PL-10.

сборные модели истребителей — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

Сопоставимый впоследствии к программе JF-17 был применен ряд улучшений, которые аналогичным образом революционизировали возможности истребителя, а новый вариант JF-17 Block 3 был выпущен на экспорт в качестве более легкого дополнения к J-10C и совершил свой первый полет в декабре 2019 года.

-4

Хотя J-10 и JF-17 являются легкими истребителями, последний может быть классифицирован как "очень легкий" истребитель, сравнимый с американским F-20 или шведским Gripen, в то время как первый сопоставим по весу с американским F-16 или японским F-2. J-10как и F-16, использует один двигатель из тяжелого двухмоторного класса истребителей - в случае F-16 двигатель F110 от F-15 и в случае J-10 WS-10 от истребителей J-11 и J-16.

"Очень легкие’ истребители, напротив, заимствуют двигатели от двухмоторных средних, а не тяжелых истребителей - JF-17 использует сильно улучшенную версию российского двигателя МиГ-29 RD-33, в то время как Gripen использует двигатель F104 американского конкурента мига F-18. Таким образом, в то время как J-10C сопоставим по производительности с американским F-21 - сильно улучшенным вариантом F-16 - JF-17 Block 3 сопоставим со шведско-американским Gripen E с обоими разработанными в соответствии с аналогичной философией дизайна и приоритетностью аналогичных возможностей.

-5

JF-17, благодаря тому, что он легче и использует меньший двигатель, чем J-10, не только значительно дешевле в производстве, но и намного дешевле и проще в эксплуатации и обслуживании. Сильный акцент на снижении требований к техническому обслуживанию и содействии более высоким показателям вылетов и доступности является одним из факторов, который делает JF-17 сопоставимым с Gripen.

J-10, напротив, значительно дороже как в эксплуатации, так и в производстве, хотя все еще очень недорог по сравнению со средними или тяжелыми самолетами, такими как J-16, но выигрывает от гораздо лучших летных характеристик. J-10 может нести более тяжелый радар, а его мощный двигатель WS-10 обеспечивает ему непревзойденную степень маневренности и самую высокую в мире скорость набора высоты для одномоторного истребителя.

JF-17 Block 3, в целом менее способный, чем J-10C, все еще может представлять сопоставимую угрозу в бою за пределами визуального диапазона из-за аналогичной авионики и доступа для противостояния ракет PL-15 и PL-10 и ракет класса "воздух-воздух" малой дальности. PL-15 широко считается самой способной ракетой в своем роде и имеет почти уникальное радиолокационное наведение AESA и диапазон 200-300 км
JF-17 Block 3, в целом менее способный, чем J-10C, все еще может представлять сопоставимую угрозу в бою за пределами визуального диапазона из-за аналогичной авионики и доступа для противостояния ракет PL-15 и PL-10 и ракет класса "воздух-воздух" малой дальности. PL-15 широко считается самой способной ракетой в своем роде и имеет почти уникальное радиолокационное наведение AESA и диапазон 200-300 км

Для многих клиентов с более низкими оборонными бюджетами или подчеркиванием сохранения больших размеров флота своих ВВС, JF-17 Block 3 вполне может считаться более экономичным из двух классов истребителей из-за его гораздо более низких эксплуатационных расходов, и в результате ожидается, что к самолету будет проявляться больший  интерес от иностранных покупателей.

сборные модели истребителей — купить по низкой цене на Яндекс Маркете

К примеру, Пакистанские ВВС уже приобрели как JF-17 Block 3, так и J-10C параллельно, первый из которых будет составлять подавляющее большинство новых приобретений в то время как последние сформируют элитные подразделения и потенциально в конечном итоге заменят старые американские истребители F-16 страны, которым около 40 лет.

Самолеты вместе произведут революцию в способности Пакистана противостоять высокоэффективным индийским истребителям, потенциально положив конец недостатку в воздухе, с которым страна столкнулась с середины 1980-х годов, когда индийские ВВС приобрели свои первые МиГ-29, а затем первые гораздо более способные истребители Су-30 десять лет спустя.

Несмотря на отсутствие передовых летных характеристик МиГ-29 и Су-30, JF-17 Block 3 компенсируется более совершенной авионикой,  заставляют индийские ВВС модернизировать свои Су-30, чтобы сохранить преимущество.

-7

Ожидается, что JF-17 Block 3 будет намного популярнее старых вариантов на экспортных рынках из-за его сложности и уникальной низкой стоимости для самолета с передовыми технологиями следующего поколения, а Египет, Иран и Мьянма считаются одними из ведущих потенциальных клиентов.

Ожидается, что J-10C и JF-17 Block 3 будут конкурировать друг с другом за несколько контрактов, а также конкурировать с российским МиГ-35 и МиГ-29М, которые, как и JF-17, были разработаны в первую очередь с учетом экспортных рынков. Наряду с более низкими затратами и более низкими требованиями к техническому обслуживанию, доступ к ракетам PL-10 и PL-15, как ожидается, станет основным фактором в пользу китайских самолетов, поскольку России еще предстоит интегрировать сопоставимые ракеты на своих собственных конкурирующих истребителях.

Остается значительная вероятность того, что, как и Пакистан, другие клиенты могут рассмотреть возможность приобретения обоих истребителей для работы бок о бок друг с другом во взаимодополняющих ролях.  Однако даже если они не экспортируются дальше, существует достаточный спрос только со стороны Китая и Пакистана, чтобы обеспечить обе программы успешны.

Подписывайтесь на канал ТЕХНОСФЕРА и делитесь своим мнением.

Источники: https://militarywatchmagazine.com/article/jf-17-block-3-vs-j-10c-comparing-china-s-two-advanced-new-single-engine-fighters, YouTube.com, digitalcombatsimulator.com