Найти в Дзене

Что Вас ждёт при выходе на новый уровень мышления?

Оглавление

При выходе на новый уровень мышления нам всегда дискомфортно. Постоянно стремимся обратно - в знакомую сферу, где всё привычно, где мы профессионалы.

Надо себя за волосы оттаскивать от "родного пруда", набирать вес в новых водах, эволюционировать из бойкого пескаря в грозную акулу.

Для собственника это может означать выход из операционки.
Для руководителя - отход от исполнительской работы.

Скорее всего, Вы попадёте в переходную зону между уровнями мышления*. И важно понять, что Вы в ней, чтобы сделать шаг в новое #мышление, либо вернуться к привычным шаблонам.

Как понять, что Вы "застреваете"

Так как всё новое несёт стресс, то и последствия в мышлении и деятельности будут похожи на основные стрессовые реакции:

1. Ограждение. Реакция "Беги". Но поскольку бежать нельзя, человек начинает ограждаться - документами, стандартами, правилами. Ему всегда некогда. Иногда интенсивно растёт "корона" - это может быть следствием тревоги и попыткой убежать от обязанностей. Бывает корона и вполне "гармоничная", когда человек действительно считает, что теперь всё абсолютно по-другому. Хотя её демонстрация всё равно больше похожа на попытки самоутвердиться в новом месте, доказать самому себе, что я теперь - "птица другого полёта".

Орёл, а не воробей? Пусть и так, лишь бы не баклан.

2. Пассивность. Это также реакция на стресс - в незнакомой среде с новыми правилами игры, человек может "замирать". Выражается в бездействии, отсутствии реакций, предложений, инициатив. Человек есть, но как будто "исчез". Такой человек ничего не решает, перекладывает решение задач на других, не может принять ответственное #решение. Если не разобраться с этим состоянием, а система, по какой-то причине, не избавляется от данного "элемента", появляется синекура - а остальные сотрудники предпочитают решать вопросы, обходя лишнее "звено".

3. Излишняя активность. Это реакция "Бей". Проблема в том, что человек делает много лишнего, мелкого и ненужного. То есть, он вроде бы занят, везде участвует - а результата ощутимого нет, только "рябь по воде, да муть на дне".

Может возникать несоответствие уровня действий уровню мышления:

4. Микроменеджмент. Вместо решения задач своего уровня, вчерашний исполнитель без конца лезет в дела подчинённых. Не ради контроля - а потому что так ему спокойнее. Он же #эксперт. Он не даёт сотрудникам самим учиться на ошибках, придумывать эффективные #методы работы. Это как если бы генерал вместо разработки стратегии боевых действий, проверял, как рядовой чистит сапоги.

Сапоги-то чистые, вот только невелика разница, в каких сапогах в плен ведут.

5. Превышение полномочий. Это другая сторона, когда человек, не закрепившись на новом уровне, лезет на следующий. Может выражаться в критике решений вышестоящего руководства, замыкании на себе всех потоков информации, рассуждение о стратегиях и концепциях - при этом собственная работа не выполняется.

Этим постоянно грешат таксисты, домохозяйки и парикмахеры - они лучше всего знают, как решать внешнеполитические проблемы, управлять страной, распределять бюджет, выплачивать пенсии и пособия. Им простительно, ведь они формируют крепкую и условно безобидную прослойку диванных экспертов.

Если человеку позволяют принимать решения высокого уровня - он, скорее всего, развалит систему. Может закрепиться, но пустой пласт останется. В этом случае есть стратегии действий для таких ситуаций - но об этом в другом посте.

Остался ещё один переходный симптом:

6. Диссоциация. По-русски - рассогласованность, разорванность, распад. Проявляется примерно так же, как одноименное психическое расстройство (когда в одном теле много личностей), но в данном случае она касается решений, выводов и, со временем, проходит (иногда нет).

Выражается в маятниковых решениях (сегодня "да", а завтра "нет"), постоянной смене направлений, требований и т.д. По сути, мышление, выйдя на новый уровень, определяет, как функционировать.

Определяет конечно же, методом научного тыка. Хотя есть и другие методы, более научные и менее "затыковые".

Все эти явления - нормальные симптомы роста, переходного периода.

Проблемы возникают, когда человек остаётся в переходе. Представьте взрослого мужчину с поведением подростка в период активного пубертата - то агрессия, то депрессия, то слёзы, то розы...

*Очень кратко про #уровни мышления - в посте.

Хаос переходного уровня.
Хаос переходного уровня.