Спасение после взрыва на войне можно назвать чудом, с затонувшей подлодки – невероятным событием. О геройском поступке советских моряков на Балтике стало известно широкому кругу людей после Великой Победы. Родственница одного из погибших исследовала подробности трагедии субмарины. По дневникам, сохраненным сыном спасшегося героя, была восстановлена хронология происшествия. Так, весь мир узнал о подвиге подводников.
Торпедный путь спасения
Для новой субмарины С-11 это было первое и единственное боевое дежурство. За 2 недели экипаж вступал в бои, удалось потопить транспортное средство врага. Возвращаясь к своим берегам, лодка двигалась в надводном положении, без сопровождения.
2-го августа 1941 г. в проливе Соэла-Вяйн была подорвана немецким снарядом, выпущенным с другой подлодки. В бортовом журнале немцы отметят удачное торпедирование, гибель всего экипажа противника. Они ошиблись.
Части корпуса затонули на глубине 11 м, упали на дно, накрененные на левую сторону. В живых остались 4 моряка в 7-ом отсеке. Покинуть подлодку бойцы решили через торпедный отсек. В оставшемся воздухе увеличивалось содержание отравляющих газов, что вызывало нарушение кровоснабжения головного мозга.
Только через 5 ч. удалось подготовить и выстрелить торпеду, чтобы освободить отсек. Вода к тому времени поднялась до уровня груди. От переохлаждения моряки намазались солидолом. Каждому достались маска и кислородный баллон. О глубине, на которой находятся, подводники не знали.
Деревянный буй
Электрик Василий Мареев так и не смог покинуть отсек. Человек находился в невменяемом состоянии. Товарищи до последнего пытались надеть на него средство для дыхания. Первый тащил с собой буй с тросом. Подниматься приходилось медленно из-за разницы давления.
Ночью, оказавшись на поверхности воды, старший краснофлотец Николай Никишин плыл 7,5 ч. до берега, ориентируясь по звездам. Когда попал на берег, ряды колючей проволоки не давали возможность ползти. Окровавленного, теряющего сознание бойца, нашел береговой патруль.
Деревянный буй размером с футбольный мяч не выдержал бы нескольких человек. Третий, находясь по горло в воде, не всплывал до последнего, понимая это. Помощь двум краснофлотцам В.В. Зиновьеву и А.В. Мазнину, оставшемуся около буя, пришла вовремя. Спасательное судно, находясь около моряка, обрезало трос винтом, но Зиновьев уже был на поверхности воды, он поднимался ногами вверх.
Встреча после войны
Отважные люди спаслись для того, чтобы продолжать борьбу с фашизмом. После войны в 1961 г. им однажды удалось встретиться. Никишин и в гражданской мирной жизни совершил подвиг. Он погиб, защищая на улице прохожую женщину от нападавших хулиганов. Мазнин работал машинистом в депо г. Домодедово, умер в 1970-м г. Это его дневниковые записи раскрыли подробности события 1941-го.
Подводную лодку подняли в 1956 г. при расчистке фарватера. Найденные останки погибших моряков торжественно захоронили в братской могиле на кладбище Рижского военного гарнизона. На обелиске высечены 46 фамилий членов экипажа «одиннадцатой Эски». Из какого «теста» сделаны эти люди? Как устроена их нервная система, способная в экстремальных условиях найти путь для спасения себя и товарищей? Потомки должны знать о героических соотечественниках.
Спасибо, что уделили своё время и внимание. Подписывайтесь на канал!