Новость была сногсшибательная: Павлик получил четверку по русскому языку!!! Сначала она «сшибла» учительницу младших классов чертановской школы, своей же рукой эту четверку поставившую. Потом бедного Павла, ошалевшего от неожиданного счастья. Потом маму 8-летнего героя-победителя (мобильник, как во сне, протянула юноше потрясенная наставница). Цепочка замкнулась на нейропсихологе Екатерине Лебедевой, в квартире которой с утра пораньше зазвонил телефон. И, как писано в русской народной сказке про Терешечку, пошло у них обниманье! То есть, простите, ликованье, что, в общем, одно и то же… Столь бурные эмоции по банальному поводу? – усомнятся непосвященные.
В том-то и штука, что ликовали слишком хорошо посвященные в проблемы мальчика. О четверке по русскому (и по другим предметам) еще вчера и речи не шло – в слове из пяти букв Павлик делал пять ошибок. Пропускал гласные и согласные, игнорировал прописные, терял слоги. Плохо читал, был косноязычен, неверно списывал с доски, из учебника. Трудности были с математикой, английским и, как это называют специалисты, с мелкой моторикой: завязать шнурки и даже просто попасть ими в дырочки на ботинке – получалось плохо. Ленивый, апатичный, ребенок не был заинтересован в высоких результатах. Не вынимал руки изо рта – верный признак тревожности, психологического дискомфорта.
Вот с таким ворохом жалоб мама привела Павлика к нейропсихологу Екатерине Лебедевой, прочитав об их успешной работе с проблемными детьми («Вернуться в младенчество и… повзрослеть», «ЮГ», ). А на выходе – уже известные вам успехи в учебе плюс выросшая вслед за успеваемостью самооценка. Речь, которая стала прогрессировать. Засветившиеся глаза. Ребенок поверил в себя! И не только научился молниеносно завязывать шнурки, но однажды положил перед психологом свой режим дня на неделю в виде пиктограммы. Никто не заставлял – САМ сделал. Продемонстрировал способность к самоконтролю и целеполаганию – убедительное свидетельство личностного роста.
ЕСТЬ ВРЕМЯ ВЗГЛЯНУТЬ СУДЬБЕ В ГЛАЗА
В двух словах о сути работы нейропсихологов (более подробно – в названной выше публикации «ЮГ»). Особыми методами тестирования они проводят диагностику психических функций у детей. Выявив проблемы развития, связанные с несформированностью отдельных зон головного мозга, применяют эффективную коррекционную методику профессора, кандидата психологических наук Анны Владимировны Семенович. Занятия в форме тестов, коммуникативных игр, специальных упражнений для ребят все равно, что интересная игра. Родители присутствуют на всех занятиях, осваивая то, что предстоит делать с ребенком дома. В итоге удается восстановить такие важные психические функции, как память и внимание, мышление и восприятие, движение и воображение. -
В той или иной мере коррекция показана сегодня всем детям,- говорит Екатерина Сергеевна. – Среди ребят, после публикации во множестве обратившихся к нам из районов Южного округа, даже из Сокольников, не оказалось таких, кто бы в этом не нуждался. Даже если видимых серьезных нарушений нет, тщательное обследование обнаруживает индивидуальные особенности, мешающие правильному развитию. А отсюда проблемы поведения, обучения общения. Мы это выправляем, а после коррекции проводим повторное обследование и сравниваем, что было и что стало. Среди того, «что стало»,- достижение достойное отдельной строки. А именно превращение ведомого, контролируемого ребенка в свободную личность, склонную действовать и отвечать за свои поступки самостоятельно. Надо ли объяснять, насколько это важно для вступающего в жизнь. И как трудно бывает перестроиться взрослым… - Но необходимо! – в один голос утверждают психологи.- Именно поэтому мы по просьбе родителей стали проводить для них семинары. Рассказываем, как вести себя с обыкновенными детьми. Объясняем, что психологические драмы возможны и в шесть, и в 12 лет. Раскрываем причины детских страхов, тревожности. Помогаем взрослым разграничить проблемы детей – и собственные, сплошь и рядом перекладываемые на ни в чем не повинных чад. Проводим семейное консультирование, ключ к которому – анкеты-опросники для каждого члена семьи. Будем рады вам помочь!
Елена Агашина
______________________________________
ЮЖНЫЕ ГОРИЗОНТЫ 2004 г.
www.neuro-psychol.ru