Найти тему

Последний паровоз СССР

В Санкт-Петербургском музее железных дорог России, очень много интересных и уникальных экспонатов.

История индустриализации страны началась именно с появлением железнодорожного сообщения.

Но все же среди всего многообразия уникального собрания паровозной техники представленной в музее, мое внимание привлек паровоз под номером П-36 с номером 0251.

-2

День выпуска этой уникальной паровой машины известен, это 29 июня 1956 года.

Именно в этот день на Коломенском заводе им. Куйбышева был построен последний паровоз и именно под этим номером.

Следует отметить, что первые отечественные паровозы были собраны именно в Коломне.

Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева - одно из старейших предприятий России.

Но эта модель не только последний паровоз выпущенный этим заводом, но и последний пассажирский паровоз выпущенный в СССР.

Нужно отметить, что на других заводах страны после 29 июня 1956 года ещё выпускались паровозы для грузового движения.

Но всё-таки железнодорожным сообществом признано считать днём завершения выпуска паровозов в стране именно 29 июня 1956 года, когда на территории завода состоялся исторический митинг.

На митинге, посвящённом этому событию, выступил главный конструктор последнего паровоза серии П36 и первого тепловоза ТЭ3-1001 Лев Сергеевич Лебедянский
На паровозе имеется табличка на которой можно прочитать – «Последний паровоз постройки Коломенского завода им. Куйбышева».

-3

На датах указано, что за период с 1869 по 1956 года заводом было построено 10420 паровозов.

Из серии паровоза который мы рассматриваем видно, что общее количество таких скоростных паровозов было выпущено 251.

П36 был пределом достижений паровозостроения в нашей стране, он считался самым экономичным из всех серийно выпускавшихся в стране паровозов.

Эту раритетную машину чудом удалось найти на Дальнем Востоке и героическими усилиями сотрудников музея из Уссурийского завода ЖБИ «Главдальводстрой» привезти на Октябрьскую дорогу в 1992 году.

В 2001-м он встал на пути музея на бывшем Варшавском вокзале, а после постройки помещения нового музейного комплекса вблизи Балтийского вокзала, занял в нем достойное место.

История этой машины началась после Великой Отечественной войны.

Стране нужны были новые, скоростные, мощные и надежные паровозы.

Существующие модели уже не соответствовали новым требованиям эксплуатации.

Разработка этой модели началась в 1946 году.

А в 1947 году Коломенскому заводу был передан заказ на постройку нового пассажирского паровоза.

Каждый паровоз независимо от конструкции уникален.

Доработка модели шла параллельно с ее выпуском.

-4

Длинна этого паровоза около 17 метров.

Вес около 134 тонн.

К паровозу прикреплялся тендер, а это еще 13 метров.

Если сильно утрировать то тендер, это некий «бензобак» паровоза.

В него загружался уголь, а в отдельный танкер заливали воду которая поступала в сторону котла.

Уголь поступал в сторону топки.

За подачу угля на паровозе отвечал кочегар который находился непосредственно в танкере.

Танкер был открытого типа, можно представить, как было тяжело кочегару находится в нем и зимой и летом.

Его задача была подавать уголь помощнику машиниста.

Тендер вмещал 45 кубов воды и 24 тонны угля.

Ходовая часть паровоза состоит из главной рамы и двух двухосных тележек.

Спереди паровоза бегунковая а сзади поддерживающая.

Везде установлены стальные рессоры.

Из технических новинок используемых на паровозе следует отметить, что все оси паровоза оборудованы роликовыми подшипниками.

Ведущей колесной парой является вторая движущая ось.

На нее непосредственно передается усилие от паровой машины через дышло.

В деталях паровоза все главное, но самым главным безусловно является котел.

Требования к его надежности очень высоки, ведь внутри него создается колоссальное давление, доходящее до 20 атмосфер а то и выше.

Как это все работает можно посмотреть на стенде, на котором установлен паровоз в разрезе.

Мощность паровоза около 3000 лошадиных сил.

Сила тяги 18 тонн.

-5

Высота паровозного колеса 1 метр 85 см.

Вес колесной пары около семи тонн.

-6

Посмотреть кабину машиниста не удалось, хотя очень хотелось посмотреть, как там все устроено, какие механизмы, как устроено рабочее место машиниста паровоза, какой угол обзора.

Из справочника видно, что кабина машиниста была самой большой из существующих на то время.

Паровозы этой серии трудились по всей территории Советского союза.

Впереди на паровозе звезда с портретом Ленина и Сталина.

Но когда шла борьба с культом личности, портреты на паровозах заменили обычной звездой.

На этом паровозе сохранились исторические портреты.

Технический прогресс шагает вперед, паровозы ушли в историю, но следует иметь в виду, что весь паровозный состав, сохранившийся на просторах нашей Родины, это стратегический резерв.
Ведь для него не нужно электричество, а топливом является уголь и вода.