Продолжаем говорить про вещи, влияющие на итоговую форму АЧХ, а значит на звук.
Сегодня про поршневой и зональный режим работы динамика. Попробую упростить до уровня всеобщего понимания.
Начнем с поршневого. Это стандартный режим работы динамика, особенно сабвуфера. Это когда ВЕСЬ диффузор двигается одинаково, и любая точка на диффузоре при движении совершает одинаковое перемещение. Представьте, что вы двигаете абсолютно жесткий поршень. Вот с дифом тоже самое.
Для того, чтобы диф работал в таком режиме, он должен быть достаточно жестким. Но и не сильно жесткий диф при малых мощностях и перемещениях работает в поршневом режиме.
При увеличении подводимой мощности растет ход динамика. Инерцию у нас никто не отменял, а динамик совершает десятки, а в случае СЧ сотни и тысячи колебаний в секунду. Колебание это переменное движение в противоположные стороны.
Когда вы бежите, попробуйте резко остановиться и моментально побежать в другую сторону. Трудно? Вот и динамику трудно, инерция тянет его продолжить движение. Да, его останавливает магнит и упругие силы подвесной системы (подвес + шайбы), но стремление такое точно есть.
И чем интенсивней такое движение, тем сложнее динамику останавливать диффузор.
К чему это приводит?
Диффузор начинает деформироваться в момент возвратно-поступательных движений. Сначала приходит в движение зона ближе к катушке, затем ее догоняет остальной диффузор. Затем остановка в том же порядке, и разгон в другую сторону. И так сотни раз в секунду.
В итоге диф двигается не целиком, а ЗОНАМИ, Это и есть зональный режим. Кстати, выход из поршневого режима происходит не только с повышением мощности, но и с повышением частоты. Ведь тяжелый диф приходится двигать чаще, а инерция никуда не делась.
К чему приводит выход из поршневого режима?
Для начала к искажениям в звуке. Посмотрите как это выглядит на АЧХ мидбаса на второй картинке. Адская пила. И обращаем внимание на горбик импеданса - это точка выхода из поршневого режима.
А затем к поломке диффузора. Видели динамики с разлетевшимися в дребезги дифами? Вот это как раз оно.
Вывод - избегаем выхода дина из поршневого режима. В случае фронта - вырезаем фильтрами эти части.
Для саба и фронта - избегаем чрезмерного хода. И ваши дины будут жить и радовать хорошим звуком.
Это если коротко. Подробнее об этих явлениях я расскажу уже в эту субботу в 18-00 по МСК на новейшем Практикуме "Настраиваем АЧХ с помощью приборов"
На этом мастер-классе вы научитесь и узнаете:
1. Какие микрофоны и софт можно и нужно использовать
2. Как собрать измерительный комплекс самостоятельно
3. Методика измерений АЧХ побортно
4. Методика измерений АЧХ не побортно
5. На что смотреть при измерениях и какая должна быть форма АЧХ
6. Как корректировать АЧХ в разных диапазонах и областях
7. Особенности измерений и настройки АЧХ для громких систем (SQL)
То есть, подойдет и любителям сделать погромче, но которые хотят чтобы система звучала мощно, драйвово и хищно, как на концерте.
Можно смотреть практикум в машине и настраивать. Можно сделать это пошагово позже.Но мини-практикум это именно практика, где главное это РЕЗУЛЬТАТ.
Стоимость мини-практикума чисто символическая.
Это всего 690 рублей, что в разы дешевле, чем поехать и настроить в студию. Так что торопитесь!
Записывайтесь на Практикум прямо сейчас по ссылке:
https://smoke.e-autopay.com/buy/523950
Да, если вы читаете это после проведения Практикума, то после оплаты вы получите запись и все материалы, так что можете смело брать.
Увидимся!
С уважением, Сергей Туманов.