Географические платья из военных карт, окопные пальто, кожаные плащи-регланы — оказывается, современная мода многим обязана войне. Культуролог, основатель журнала «Теория моды», ведущий научный сотрудник РГГУ Ольга Вайнштейн рассказывает, что связывает эти два несовместимых явления.
Война и мода кажутся, на первый взгляд, несовместимыми, но, как гласит английская пословица, «необходимость — мать изобретений». Зачастую мода получает творческий импульс и развивается благодаря войне и глобальным конфликтам, а женской эмансипации в одежде мир во многом обязан условиям военного времени, когда экономия ткани и удобство становились приоритетами. Так, впервые носить брюки европейские женщины начали в Первую мировую войну, а кто-то, подражая мужьям, надевал даже полную военную форму.
Многие современные каноны моды сформировались во время Второй мировой войны. В Британии, где ткани, как и продовольствие, отпускались по карточкам, недостаток материи породил вечерние платья без рукавов и с укороченными юбками. Тогда же появились наряды, сшитые из занавесок, интерьерных тканей и полосатого тика, используемого для обивки матрасов. Белые кружевные занавески шли на свадебные платья, а плотные черные шторы использовались для пошива юбок.
Сразу после войны одним из альтернативных материалов стали географические карты на шелковой основе, которые использовали в авиации и десантных войсках.
Условиям военного времени обязан и ряд предметов мужского гардероба. Например, галифе — расширяющиеся сверху и узкие внизу брюки изначально были придуманы для верховой езды, поскольку узкую часть брючины было удобно заправлять в сапоги. Позже они стали элементом военной формы и даже название получили в честь французского генерала де Галифе, который обожал подобный фасон.
Благодаря другому военачальнику, фельдмаршалу Реглану, в историю моды вошел рукав реглан. Потеряв руку в битве при Ватерлоо, лорд придумал особый крой пальто с пелериной, закрывающей руки. Позднее название «реглан» закрепилось за свободным рукавом, в крое которого соединена спинка и часть переда — плечо и рукав составляют единое целое.
Война вообще отбирала знаковые вещи — короткая куртка с накладными карманами генерала Эйзенхауэра, молнии на комбинезонах летчиков и полупальто-дафлкот, которое ввел в моду маршал Бернард Монтгомери по прозвищу Монти.
Интересная статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на наш канал, здесь много подобных историй.
#история #история моды #мода #женская мода #мужская мода #военное время #вторая мировая #галифе