При отсутствии собственных бизнес-идей хорошим вариантом становится открытие дела по франшизе. Такой способ начала собственного дела помогает быстрее наработать клиентскую базу и выйти на окупаемость. Недостатком считается практически полная невозможность внедрения собственных нововведений. Перед покупкой франшизы нужно взвесить все за и против этого вида предпринимательской деятельности.
Что такое франчайзинг
Так называется передача фирменных технологий ведения бизнеса и права работы под торговой маркой за определенную плату. Такие предложения разрабатывают многие раскрученные бренды. Простыми словами франшизу это сдача бизнес-модели в аренду. Покупатель получает полный набор методов и услуг, требуемых для запуска партнерского предприятия.
Четкого определения франчайзинга в законодательстве РФ нет. Приближенной к нему считается коммерческая концессия. Для документальной фиксации ответственностей сторон нередко применяется и лицензионное соглашение. Однако ни один из этих договоров не охватывает нюансы франчайзинга в полной мере. Правовая неопределенность становится фактором сдерживания распространения этого способа ведения бизнеса в России.
Препятствует развитию франчайзинга и социально-психологические аспекты. Россияне не привыкли платить за нематериальные собственности. Именно они становятся основой франшизы. Есть и другие причины, например, риск начала сотрудничества с недобросовестными франчайзерами.
Преимущества франшизы
При открытии бизнеса таким способом предприниматель получает:
- Возможность начать работу под раскрученным брендом. Не придется разрабатывать бизнес-идею, анализировать рынок, продумывать фирменную символику и тратить большие суммы на рекламу. Все это уже сделано франчайзером. Можно открыть компанию под знакомым клиентам названием и начать бизнес.
- Поддержку владельца бренда. В пакеты франшизы чаще всего включают бизнес-план, брендбук, маркетинговую стратегию, план помощи на этапе открытия, сопровождение дела в первые месяцы. Консультации опытного партнера помогают избежать ошибок, приводящих к потере вложенных денег.
- Контакты проверенных поставщиков. Франчайзи чаще всего не приходится заниматься поиском контрагентов. Список поставщиков содержится в договоре. Многие правообладатели заключают контракты на поставку сырья на выгодных условиях.
- Легкий старт. Не придется строить все бизнес-процессы с нуля. Достаточно следовать готовым инструкциям.
Недостатки франшизы
Не стоит думать, что после покупки франшизы вам не придется ничего делать. Нужно не только иметь знания в выбранной сфере, но и уметь управлять персоналом, вести документооборот, продвигать продукт. Кроме того, работа по франшизе имеет такие недостатки:
- Большой паушальный взнос. Иногда приходится платить несколько миллионов рублей. При открытии бизнеса с нуля эта статья расходов отсутствует.
- Необходимость уплаты роялти. Взнос может быть фиксированным или рассчитываемым в зависимости от оборота.
- Строгие требования. Большинство решений придется согласовывать с франчайзером. Невозможность изменения ситуации может демотивировать.
- Штрафы за ухудшение репутации. Малейшая ошибка может привести к потере сотен тысяч рублей.
При выборе франшизы и оценке необходимости ее покупки требуется помощь юриста. Найти грамотного специалиста вам поможет Raddy. Здесь собраны только проверенные объявления от практикующих юристов.