Найти тему

Защита дипломных работ в ДШИ 11

Наш Вася отучился в художке. Вроде бы недавно поступал, Зина его готовила к поступлению, а уже проскакали пять лет. И вот вчера мы с Ритой и Машей пошли смотреть защиту группы Д-53.

Вступительное слово директора ИЗО-отделения ДШИ 11 Ольги Вениаминовны
Вступительное слово директора ИЗО-отделения ДШИ 11 Ольги Вениаминовны
Вася в клетчатой рубашке
Вася в клетчатой рубашке

Прикладники, а Вася учился на прикладном, так как скульпторы учатся именно там -- это интересно в плане условности. В работах степень утрирования нужна для более полной передачи из данного материала или для данного вида творчества, композиционное обобщение или детализация, проработка фрагментов часто идёт на пользу восприятию. Здесь и афиша, плакат, и иллюстрация, керамика, эскиз витража или гобелена, да и Васин барельеф -- многое носило прикладной приём пусть даже в идее, а не в её традиционной подаче.

Начали с анималистов. Лиза представила свои работы с редкими животными и вымирающими видами.

Лиза Карявкина защищает свои работы
Лиза Карявкина защищает свои работы

Редкий попугай с Новой Зеландией внутри хорош:

Лиза рассказала о проблеме экологии
Лиза рассказала о проблеме экологии

Эти удивительные тарелки сделала Махорина Маша, настоящий талант. У меня нет фотографий поближе, но это просто чудо, филигранная проработка элементов в разных техниках. У Маши очень сильный рисунок, твёрдая рука помогает в росписи и керамике.

Махорина Маша - главная по тарелочкам
Махорина Маша - главная по тарелочкам

Маша защищалась живо и непосредственно.

Удивительна ваза Лизы Крыловой.

Лиза Крылова "защищает" свою вазу
Лиза Крылова "защищает" свою вазу

На защите педагоги сказали, что сначала была просто ваза, а потом она обросла вот этими удивительными деталями из "Унесённых призраками". Мультики Миядзаки конечно удивительные, вазу окутывает дух реки. Кстати, все дети представляли ещё и эскизы, оформленные в рамки и наброски, оформленные в папки. В галерее ещё 2 фото:

Вот волшебная ваза, всё что не положить, будет храниться как в сейфе. Дух реки, японский дракон, в мультике он просто проплывает иногда (может я ошибаюсь), но оч эпично:

Наверное с точки зрения процесса воплощения идеи - это самая сложная и трудоёмкая работа.

Дальше настала Васина очередь, в галерее ещё 4 фото:

Вася начал с того, что раньше (в 2019 году) он лепил скульптурную группу по театральным эскизам Кристиана Диора, в галерее скрин с эскизами маэстро:

Вася сказал, что театральная тема ему понравилась. Он решил её развить и сделал маски дель арте "Неаполитанский квартет". Я Васе купила книгу про театр, он почитал. Но рассказал на мой взгляд не очень понятно.

Маски дель арте - это шаг в развитии театра. Площадной театр в Европе приходит на место мистерий. Люди жаждут развлечения в новой эпохе Ренессанса. Салонный театр тоже развивается часто в сторону комедии и также способствует установлению нового канона. Таким образом к 17 веку вырабатываются типажи, которые расползаются по Европе и имеют созвучные имена. Герой многих культур -- это плут. Плутовские романы уже в 16 веке пишутся в Испании параллельно с итальянской комедийной драматургией. В общем новая среда с развитием производственных отношений (появляются первые мануфактуры) приняла новых народных героев. Вася взял маски того момента, когда бродячие труппы уже стали достаточно профессиональными, но не гнушались, кроме театра, ещё и акробатическими выступлениями. Постепенно мимы начинают произносить слова, а труппы, въезжая в новый город прежде всего узнают новости. Народ смеётся над постановками, где обязательно есть судья или какой-нибудь учёный- буквоед, или местный чиновник. Как правило его надувают слуги или уводят у него молодую жену, а то и палок наподдают. Параллельно развивается и площадной кукольный театр, его постоянным героем является надзиратель или полицейский, которого после перипетий дубасит европейский Петрушка.

Вот Васина работа, в галерее эскизы и планшет:

Полина Крылова из группы живописи Ж-52 представила свои иллюстрации - сказка "Колобок", но наши герои заменены на эпических героев японской мифологии. Иллюстрации нарисованы в программе. Колобок - что-то типа рисовой лепёшки, лиса - кицунэ, волк - оборотень или демон, медведь вроде бы енот или енотовидная собака, а заяц - забыла кто в представленных иллюстрациях.

Полина Крылова "Колобок", но  с японскими героями
Полина Крылова "Колобок", но с японскими героями

Я сфотографировала не всех защищающихся. Лера Мальцева представила эскиз календаря "Города США". Я отвлеклась на рассматривание папки эскизов к этому календарю и не сфотографировала Леру . Но вот фото мамы Лизы Карявкиной, как Лера с педагогами устанавливает планшеты с 12 -ю иллюстрациями:

Лера Мальцева устанавливает проект календаря города США
Лера Мальцева устанавливает проект календаря города США

Маша Ермакова представила эскизы "Времена года" для витража или гобелена. Витражная техника накладывает на художника дополнительные ограничения по цвету, форме, свету; изображение должно быть лаконично, не дробно, части витража должны сливаться в единое целое при восприятии, но при этом играть гранями отдельных составляющих на свету, создавая ощущение волшебства, мира грёз.

Маша Ермакова Эскиз витража "Времена года"
Маша Ермакова Эскиз витража "Времена года"

Маша Борисова представила живописную работу, где кентавр находится в саду, и рассказала, как она создала на основе мифологических существ своё фэнтезийное существо.

Маша Борисова о её фэнтези-существо
Маша Борисова о её фэнтези-существо

Вот кентавр, у Маши есть и скульптурный кентавр, он в галерее, то есть воплощение кентавра шло в различных направлениях, а после придумалось своё существо:

Маше подарили цветы её поклонники)
Маше подарили цветы её поклонники)

Педагоги всех хвалили, рассказывали о каждой работе руководители дипломов:

Алёна Игоревна (справа в чёрном) -- руководитель скульптурных проектов
Алёна Игоревна (справа в чёрном) -- руководитель скульптурных проектов

Перед художкой Вася занимался лепкой в коммерческой группе много лет. И потом его педагог Юлия Константиновна подсказала, что можно поступить на бюджет и даже не поленилась сходить с нами в отдел, где этим занимаются. С Васей полгода занималась Зина живописью и рисунком, и даже водила его на экзамен, пока я собирала документы. Вася поступил, и рисунок у него вела все годы Ольга Ремовна. Когда-то давно, когда дочери не было ещё семи лет, мы тоже хотели записать её в художку, но в семилетку. Мы принесли домашние работы, но нам педагоги сказали, что "рисунок инфантильный" и только Ольга Ремовна, посмотрев живописный домик, отметила, что неплохо и в этом что-то есть. В итоге нас не допустили до экзамена, предложив коммерческие занятия, и наверное правильно - художка не рассчитана на таких маленьких детей. Но я запомнила, что Ольга Ремовна отметила тогда дочкины работы. Просто сейчас вспомнилось.

Наша любимая Ольга Ремовна в тёмном платье
Наша любимая Ольга Ремовна в тёмном платье

От родительского комитета для натюрмортов будущих художников, идущих на смену нашим детям, мама Маши Ермаковой подарила школе чучело птицы :

-19

Общее фото на память, в галерее ещё 2 фото:

Мы с Машей, Ритой. В галерее ещё 2 фото

Я не знаю почему, но сейчас в школах и на защитах проектов используются такие слова, которые писали люди далёкие от искусства: актуальность, критерии и прочее. Актуальность по-старому -- "важность" наверное или даже "современность" -- что-то среднее, сейчас такие новые нормы, которые лично мне не по душе, но новое поколение говорит так, как научили учителя и тесты - по новым образовательным стандартам. Я вот честно теряюсь, когда слышу актуальность, постановка задачи и т.д. Ведь идея, которая приходит - она незрима, это эйдос. Потом можно долго её разрабатывать и приходят новые мысли, а можно воплотить как задумывалось сразу -- бывает по-разному. Творческий процесс -- тайна, это дар, идея как и поэзия случается, воплощение пробивается иногда через муки.

Фото мамы Лизы Карявкиной
Фото мамы Лизы Карявкиной

Муки творчества

На фото -- рыбы
ползают по дну
И я хочу слепить их,
Хоть одну

И вот, придя на лепку
Рассказал о том
И глины красной взял
огромный ком

И начал рыбу-камбалу лепить
Не нравится! Не лепится! Так плохо...
Подумал, что совсем я неумёха
И эту рыбу камбалу решил прибить.

Но уничтожил я ком глины,
А мечта осталась,
Промучился до следующего дня
Нет камбалы, нет моря, в сердце-тина...
Не отступай художник, начинай с нуля!

Я убедил себя: слепить вполне возможно,
Важна идея, нужен идеал,
И наконец идёт работа в обжиг,
Осталось расписать и -- все дела!

Вот выставка,
И рыба-камбала в витрине
И надпись: "Автор -- Лёша Речкин, девять лет"...

Как у меня такое чудо получилось?
Не знаю. Не могу вам дать ответ.

Мои страшненькие пряники
Мои страшненькие пряники

Маска-путешественница

В стабильном плиточном раю
Лежала маска на бордюре
Не одноразово к рублю
Дель арте маска — вот в натуре!

У Коломбины смех густой,
Безмасочность у Педролино,
Мукой посыпано... Простой
Прохвост -- не быть с Мальвиной.

Вот Педролино стал Пьеро !
Надел романтика помпоны.
И на эскизах, и в кино
Трагических играл всё донов.

И дом без крыши у него,
Любовь повесилась на ветке,
В лесу истошно тонкий визг,
В капкан попал как-будто в клетку.

Дель арте маска...
Не чумной!
Всего иммунитет лишился
Хинин от шока болевой —
Герой поэмы разозлился.

Ногою топнув, изогнув,
Порвав завязки на повязке
Перчаткой придушил, вдохнув...
Легко-свободно жить без маски!

Чу! Вот Раскольников идёт
На мост... под мост, а не на дело
И говорит:
— Корабль! Плот!
Так пандемия надоела!

Я не смогу, что за напасть
Не соцработник из собеса,
Никто не станет отворять,
Боятся вируса как беса.

Лежала маска на бордюре
Скучала маска без души
В брусчатке плиточного рая
Рассвет фонарщик потушил.

Лежала маска, вспоминая
Столетье за столетьем вслед
В тисках у плиточного рая
В век вырождения побед.

офф от 09.06.2022

Галерея фотографий с Выпускного вечера: