Очень часто родители неговорящего ребенка против системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. Да, в общем-то, каждая мама, хочет, чтоб ее ребенок говорил, но реальность в том, что неречевой ребенок в 3-7 лет по взмаху волшебной палочки сразу не заговорит, а вот неприемлемого поведения будет очень много, так как один из важных навыков (навык просьбы) не развивается. И вы можете ждать и год и два, а ребенок максимум, что смог произносить, так это звуки. А время идет и в итоге дошкольный период, в особенности 3-5 лет, которые считаются наилучшими в коррекционной работе (а еще лучше - это раннее развитие), упущены. Ребенок, растет, и, не смотря на нарушения, приобретает свои устойчивые привычки, вырабатывается определённое поведение, которое закрепляется.
Причины, почему ребенок не говорит, разные, это недоразвитие речевого аппарата или незрелость коры головного мозга в целом и отдельных зон, отвечающих за речь, а так же вследствие органического или травматического поражения головного мозга или его отделов.
Как мы видим, причины могут быть разными, и от них будет зависеть становление речи. Но важным является то, что ребенку необходима полноценная коммуникация. Надеяться, что речь вот-вот появится не стоит.
Объясню, как это происходит с помощью карточек и почему речь с ними запускается быстрее (кроме тех случаев, когда у ребенка действительно тяжёлая речевая патология).
Сразу скажу, я не пытаюсь никого учить, навязывать свое мнение, просто делюсь своим опытом (а он не маленький).
Так как же карточки запускают речь?
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs состоит из шести этапов, но поговорим о первых четырех, т. к., как правило, речь у ребенка может появиться уже на первых этапах.
1 этап – это простой обмен карточкой за столом, и тут действительно речь ребенка не нужна, обмен происходит быстро, как только ребенок вложил карточку в руку взрослому, сразу получил желаемое. Первый этап это понимание, ребенком, что с помощью карточки можно попросить интересующий его предмет.
2 этап – этот этап не заканчивается никогда (то есть, пока ребенок пользуется карточками). Это этап расстояния, ребенок учится приносить карточку и отдавать взрослому (где бы он, взрослый не находился в данный момент дома) для коммуникативного обмена.
Когда ребенок успешно подает карточки на постоянной основе - не менее 40 раз в день, находит коммуникативного партнера в пределах квартиры, на улице, находит альбом, количество используемых карточек не менее 5, а также проявляет настойчивость, то мы переходим к 3 этапу обучения.
3 этап– это этап выбора. Ребенок учится различать карточки в альбоме. Этот этап состоит из двух под этапов:
1. Ребенок выбирает карточку желаемого предмета при выборе из 2-х картинок (мотивационный предмет+ нейтральная карточка (например: майка, платок)
2. Ребенок выбирает изображение желаемого предмета, при выборе из 2-х изображений мотивационных предметов, после того как ребенок выбрал карточку, взрослый предлагает взять предмет самостоятельно, произносит: «Возьми».
Когда ребенок научился различать, переходим к следующему этапу.
4 этап – важен тем, что мы на нем начинаем ребенка обучать полноценной просьбе «Я хочу…». Ребенок учится складывать несколько карточек в предложение на полоску с липкой лентой, и подавать эту полоску коммуникативному партнеру.
При этом на протяжении всего обучения мы комментируем то, что на карточках и ребенок сначала пытается повторять за нами, а затем и сам научается произносить.
А теперь ответьте сами себе, что было бы легче?
1. Идти к альбому, набирать карточками предложение, идти к маме, потом показывая на карточку произносить, то, что ты хочешь.
2. Сразу подошел и попросил.
Дети всегда ищут возможность, как сделать это проще, просто одни быстро могут понять, другим потребуется время. Но то, что ребенок начет за вами повторять уже на первых этапах, пусть даже и просто губами и/или звуками - это 100% (кроме тяжёлой речевой патологий и даже там, дети пытаются произносить).