Незадолго до своего 90-летия Сэм (урождённый Шмуэль) Пивник, бывший узник Освенцима, написал автобиографическую книгу о том, как он выживал в концлагере. Именно там погибли его родные, именно туда отправили многих из его близких друзей.
«После войны человечеству вообще было не до нас. Потом шли годы, я и не думал о том, чтобы рассказывать о себе. Кому это было нужно? Но мой будущий издатель, узнав мою историю, просто потребовал, чтобы я изложил её на бумаге»
Сэм писал, что его разместили в Бендзине, совсем рядом с Освенцимом. Среди узников о последнем ходило множество слухов: кто-то говорил, что там держали политических, кто-то – что советских военнопленных. О том, что там держат всех, да ещё и безжалостно эксплуатируют, а затем уничтожают, многие не верили.
Пивник методично расписал все зверства, которые выпали на его долю. Например, о Кареле Курпанике, который получал удовольствие от унижений и избиений всех, кто попадался ему на пути.
«Пока ты в лагере, измождённый и голодный, боль притупляется, — говорил Пивник. — Но потом она возвращается в кошмарах и не покидает уже никогда. Если бы боль не вытеснялась куда-то в подсознание, не знаю, вытерпел бы я всё это или нет»
Пивник пережил многое. Тяжёлый физический труд каменщиком и угольщиком: обладая внешностью, довольно взрослой для шестнадцатилетнего, он в течение многих месяцев ежедневно трудился до седьмого пота. Многие его товарищи не выжили. Затем был марш смерти в двадцатиградусный мороз, и тут ему повезло не замёрзнуть. Потом была перевозка в цистернах, без еды и воды, в течение десяти дней. А после — бомбёжка «Кап Аркона», корабля, с которого, кроме Пивника, не удалось спасти больше ни одному еврею...
«Мне повезло, — писал Сэм Пивник. — Мне просто много раз чертовски везло»
О тяжелом пути Пивника можно прочесть в книгах «Survivor» и «Overlever», на русском языке, к сожалению, пока не выходивших.
#Холокост #освенцим