Блага технического прогресса прочно вошли в нашу жизнь: они обеспечивают нам комфорт, безопасность, возможность коммуницировать и быть услышанным. Мы присваиваем себе новые качества увеличившийся силы и уверенности. В таком контексте, техника, обеспечившая нас этими ощущениями, становится нашим продолжением, частью нашего экзоскелета. Но вместе с несомненными плюсами техника дарит нам множество страхов и фобий. О самых популярных рассказывает Юлия Каминская - психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии zigmund.online.
- То расстояние, которое еще 100 лет назад нужно было бы преодолевать недели и месяцы, я покоряю за доли секунды с помощью сотовой связи и интернета. Благодаря телефону, я проникаю сквозь время и пространства, а значит, телефон – часть меня.
Мы в большинстве стали слишком сильно зависимы от техники и это не может не вызывать в нас страх утраты. Мы испытываем тревогу, когда обнаруживаем, что привычного гаджета нет под рукой. Это вполне понятно, так как вместе с телефоном мы на какое-то время теряем связь с близкими, нам сложнее ориентироваться в пространстве без навигаторов и нет возможности контролировать привычные процессы. Разрыв общения и потеря контроля воспринимаются нами как стрессовая, небезопасная ситуация.
Для некоторых, этот стресс настолько силен, что тревога перерастает в номофобию (боязнь остаться без своего мобильного телефона). И хотя на настоящий момент еще нет статистики, показавшей бы количество людей, страдающих данным расстройством. Но и я, и многие мои коллеги отмечают увеличение обращений с подобным запросом. Номофобия характеризуется спутанностью мышления, в момент, когда обнаружено отсутствие телефона. Человек словно перестает ориентироваться в ситуации, ему сложно продумать план действий, даже например, по поиску гаджета, и начать его реализовывать.
Поломка или пропажа телефона могут вызвать даже панические атаки. На физическом уровне это проявляется в чувстве напряжения, головокружениях, учащенном сердцебиении и дыхании. Пытаясь избежать подобных ситуаций, люди, страдающие номофобией, стремятся не выпускать телефон из рук даже на минуту, без конца проверяют уровень заряда или баланс. Подобное поведение усугубляет и без того патологическую зависимость.
Гаджеты открыли нам мир социальных сетей. Мир, в котором очень многое представляется идеальным, совершенным, где модно быть позитивным, энергичным и «правильно ориентированным». В западных странах все большее распространение сейчас приобретает культура отмены, когда сообщество «вычеркивает» одного из своих членов, за какие-то проступки, неудачные шутки, высказывания. Даже на уровне инстинктов, быть исключенным из своей «стаи», социальной среды – смертельная опасность. Одна только мысль о подобной ситуации может вызвать тревогу. Естественно, подобный культурный феномен спровоцировал рождение нового страха – эмоджифобии. Человек, страдающий, этим расстройством переживает, что его сообщение не так поймут, что он выбрал некорректный смайл, не к месту разместил новый пост.
Киберфобия – страх компьютера и обновлений. Им чаще всего страдают пожилые люди, которым в связи с возрастными особенностями становится все сложнее и сложнее успевать за быстрыми темпами обновления техники, введения нового функционала. Такой страх может быть вызван, например, травматичным воспоминанием о ситуации, когда, не сумев справится с какой-то программой, человек столкнулся с жесткой критикой, был осмеян, или вообще потерял работу. Нам, в целом, очень тяжело переносить отвержение своей социальной группой. Такие ситуации вызывают состояния беспомощности, безнадежности и вполне могут стать причиной панических атак, психосоматических реакций.
Соционетофобия. Страдающие этой фобией заклеивают камеру ноутбука, не ставят на аватарку фото и вообще не хотят заводить аккаунты в соцсетях. Соционетофобия – трансформировавшаяся, с учетом внедрения новых технологий, мания преследования. В корне ее лежит страх перед общественным неодобрением.
С одной стороны, этот страх в нашей стране подкреплен семейными и историческими рассказами о страшных последствиях высказывания своего истинного мнения во времена репрессий. С другой стороны, соционетофобия подпитывается новым феноменом «культуры отмены», когда общество не просто диктует нам каким следует быть, но и быстро вершит «суд Линча», в случае нашего несоответствия новым стандартам. Быть собой, предъявлять себя в таких условиях может показаться очень опасным. Так возникает страх, что любая информация, попавшая в интернет может быть использована для шантажа или преследования.