Найти тему

Общественный контроль в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ

Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок
Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрены положения, направленные на противодействие коррупции, в частности, контроль в сфере закупок, который предусматривает общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Цель такого контроля - реализация принципов контрактной системы в сфере закупок, содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Осуществлять общественный контроль вправе граждане и общественные объединения, а также объединения юридических лиц.

Указанные органы общественного контроля (за исключением граждан, осуществляющих такой контроль) вправе:

- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;

- обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

- обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.

Такие запросы и иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан. Данный порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). Рассмотрим основные положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Направление ответа по существу должно быть осуществлено не позднее 30 дней со дня регистрации такого обращения. При подготовке ответа по существу необходимо обратить внимание на некоторые вопросы.

В частности, так как статья 102 Закона № 44-ФЗ, регламентирующая общественный контроль в рамках контрактной системы, не содержит исчерпывающий перечень информации, которая может быть запрошена такими общественными контролерами, запросить могут даже те данные, размещение которых предусмотрено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), в том числе, даже наличие информации в ЕИС не устраняет обязанности рассмотрения заказчиком запросов в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона № 44-ФЗ, а также обязанности направления ответа в соответствии с нормами Закона № 59-ФЗ (исключение – закупки с гостайной). Если нет возможности подготовить ответ по существу поставленного в обращении вопроса без разглашения сведений, составляющих государственную тайну, данное обстоятельство необходимо отразить в ответе.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии со ст. 5.59 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Очень часто на практике заказчики сталкиваются с «недобросовестными общественными контролерами», которые в своих запросах ссылаются на Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ) и обязанность заказчика направить в ответ на такой запрос интересующую «контролеров» информацию и документы. Автором статьи намеренно сделан особый акцент на данный, весьма распространенный случай, потому что положения Закона № 212-ФЗ не имеют ничего общего с общественным контролем, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Для того, чтобы убедиться в данном утверждении, необходимо открыть ст. 9 Закона № 212-ФЗ, в которой перечислены субъекты общественного контроля, а именно:

- общественная палата Российской Федерации;

- общественные палаты субъектов Российской Федерации;

- общественные палаты (советы) муниципальных образований;

- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

- общественные наблюдательные комиссии;

- общественные инспекции;

- группы общественного контроля;

- иные организационные структуры общественного контроля.

Исходя из анализа рассматриваемых норм, подтверждается вывод об отсутствии связи между Законом № 212-ФЗ и общественным контролем по ст. 102 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, ссылки на Закон № 212-ФЗ в запросах «общественных контролеров в контрактной системе» не являются значимыми.

Подводя итог, можно вывести несколько тезисов, отвечающих на вопрос каким образом заказчикам необходимо реагировать на поступающие запросы в рамках общественного контроля по ст. 102 Закона № 44-ФЗ.

1. Отвечать на такие запросы обязательно.

2. Ответ должен быть направлен даже в том случае, если запрашиваемая информация содержится в открытом доступе в ЕИС.

3. Порядок подготовки и направления ответа установлен Законом № 59-ФЗ.

4. По общему правилу срок для ответа – не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.

5. Не стоит забывать, что КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Автор статьи: Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 5 (93), май 2022 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб:

Общественный контроль в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ, 21.04.2022