Найти тему

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ

Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

Изменениями, внесенными Законом № 360-ФЗ, в положения Закона о контрактной системе предусмотрено, что с 1 июля 2022 года, в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения любых электронных процедур, а также закрытых электронных процедур. Механизм одностороннего отказа заказчика от исполнения обязательств по контракту будет осуществляться нижеследующим образом.

Заказчик с использованием ЕИС должен сформировать решение об одностороннем отказе, подписать его усиленной электронной подписью и разместить в ЕИС, после чего решение об одностороннем отказе не позднее 1 часа с момента его размещения автоматически средствами ЕИС будет направлено поставщику (подрядчику, исполнителю).

При этом датой поступления решения будет считаться дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной соответствующего поставщика (подрядчика, исполнителя). А сам факт поступления данного решения поставщику (подрядчику, исполнителю) в ЕИС и будет считаться надлежащим уведомлением об одностороннем отказе.

Таким образом, указанный формат процедуры будет обеспечиваться исключительно функционалом ЕИС и больше не будет предполагать каких-либо дополнительных манипуляций по направлению решения иными средствами связи.

При этом отдельно закреплен ряд случаев, в которых такое решение не размещается на официальном сайте, то есть фактически не отображается в открытой части ЕИС.

Данные закупочные ситуации предусмотрены ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и включают в себя:

Ø отдельные основания для закрытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Ø закупки заказчиков из числа судов, заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения деятельности судей, осуществляемые путем применения закрытых конкурентных способов;

Ø отдельные основания для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), например, на основании специального акта Президента РФ или Правительства РФ, в связи с исключительными полномочиями и некоторые другие;

Ø закупки товаров, работ, услуг федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями (перечень которых утверждается Правительством РФ).

Но так как электронная процедура одностороннего отказа будет применяться только с 1 июля, до этой даты с 1 января текущего года действуют переходные нормы, регулирование которых установлено непосредственно Законом № 360-ФЗ. Важно обратить внимание читателя на то, что данные особенности отсутствуют в Законе № 44-ФЗ.

Так, в п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона № 360-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закрытого конкурса в электронной форме и закрытого аукциона в электронной форме заказчик направляет такое решение поставщику в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а точнее: либо передает решение лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку, либо направляет по адресу поставщика, указанному в контракте. При этом, разумеется, учитывается необходимость соблюдения требований законодательства о государственной тайне, если это применимо.

Выполнение данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе.

Далее, не позднее дня передачи или направления решения, заказчик в обязательном порядке размещает его в ЕИС. И датой надлежащего уведомления поставщика будет считаться: дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика, в расписке о получении решения, либо дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте, получения информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения письмом).

Стоит отдельно отметить, что теперь прямо предусмотрено, что в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма, направленного ранее описанными способами, либо получения информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления будет считаться день по истечении 15 дней, считая с даты размещения в ЕИС решения.

При этом стандартный срок вступления в силу решения об одностороннем отказе по-прежнему составляет 10 дней и отсчитывается с даты надлежащего уведомления.

Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 5 (93), май 2022 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб:

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ, 14.04.2022