Продолжение историй о гигантском сорняке под названием борщевик - и о том как западные шпионы якобы тайно завозили к нам эти вредные семена.
В Советском Союзе много говорили об иностранцах, тайно доставляющих к нам всякую заразу. Наример, в Ленинграде, согласно городским легендам, этим занимались финские туристы: мол, они едут пить водку в северную столицу - и из окон автобусов выбрасывают пробирки с энцефалитными клещами. Вот в этом ряду были и истории о том, что американские шпионы рассыпают по обочинам сельских дорог семена борщевика.
В общем, история с борщевиком стала еще одной иллюстрацией к тому, что называют теорией заговора. Но в этой теме в советской пропаганде явно прступали некоторые черты шизофрении. Западных агентов обвиняли в распространении вредного борщевика - и в то же самое время в Большой Советской Энциклопедии можно было прочесть статью, в котором в соответствии с представлениями еще 50-х годов борщевик описывался как весьма полезная сельскохозяйственная культура:
“Вводимое в культуру высокоурожайное кормовое (главным образом силосное) растение… Плоды Борщевика богаты эфирными маслами. Листья, стебли и молодые побеги многих видов Б. съедобны в сыром, соленым и маринованном виде; служат приправой для супов”.
И вот сейчас удивительным образом эти хвалебные слова о борщевике из старых советских изданий замелькали в статьях современных российских ученых. В этих статьях предлагаются различные варианты импортозамещения - чтобы уменьшить вред от западных санкций.
И вот, в частности, глава министерства промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева сообщила журналистам, что специалисты из Черноголовки придумали вариант изготовления компонентов для отбеливания бумаги на основе борщевика. Она особо подчеркнула, что новый метод особенно актуален в условиях осложнений поставок из-за рубежа.
Во вредном борщевике обнаружили не только источник целлюлозы для производства белой бумаги, но и многое другое. Разные научные коллективы стали наперегонки докладывать о своих экспериментах с борщевиком.
Оказывается, этот сорняк богат протеинами, витаминами и сахарами. Уже подсчитали, что в соке борщевика может содержаться до 30% сахара, в то время как в свекле – только 22%.
Из жмыха можно делать древесный уголь, а в семенах обнаружили эфирные масла. До сих пор эти масла в основном получали из-за рубежа, они нужны в пищевой промышленности, фармакологии, медицине, косметологии.
Кто-то даже уже подсчитал, что из российского урожая борщевика можно было бы собрать примерно 8 тысяч тонн эфирных масел, и это на два-три порядка больше, чем нужно всему мировому рынку.
Обещают также сделать борщевик источником получения биотоплива, которое можно будет использовать в автомобильной промышленности.
Могу еще посоветовать авторам этих докладов поизучать труды английского ученого XVI века Джона Джерарда в частности его Catalogus arborum, fruticum ac plantarum tam indigenarum, quam exoticarum (Каталог деревьев, фруктов и растений как отечественных, так и экзотических). Вот что там говорится о борщевике:
“Жители Литвы имеют обыкновение готовить напиток из отвара этой травы, который они используют вместо пива и других напитков. Молодые сочные стебли, очищенные от оболочки, иногда едят в салатах на Новых Гебридах. В Сибири готовят самогон из стеблей - либо в чистом виде, либо смешивая их с ягодами”.
Пожалуй, самый интересный момент в этом пассаже – то, что борщевик, оказывается, уже в XVI веке был даже на Новых Гебридах, на островах в Тихом океане (нынешнее государство Вануату). То есть борщевик давно уже распространился по планете – и правильно пела английская группа группа Genesis, которая, как я уже упоминал, посвятила специальную песню страшным гигантским борщевикам(“Giant Hogweed”):
“Отвернись и беги.
Ничто не может остановить их.
Возле рек и каналов их сила растет”.
В песне группы Genesis говорилось, что европейцы познакомились с гигантским борщевиком, когда в середине XIX века один британский ученый привез образцы этого растения из России – и страшный сорняк стал захватывать английские поля.
Некоторые историки считают, что и Александр Дюма примерно тогда же, путешествуя по России, тоже описывал гигантский борщевик.
Но подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении историй о борщевике.