Стремительно исчезает эпоха относительной стабильности и предсказуемости движения цивилизационных форм… Исчезает, в силу естественной логики очередного тектонического перехода, существенно ускоряясь под натиском системы новых военно-политических и социальных реалий.
Мир уходит в новые качественные характеристики собственного существования – максимальную сложность, непредсказуемость, неопределенность, рискованность, быстроту, эмоциональность и энергичность.
Задача выживания в таком мире для обычного человека, не наделенного выраженными креативными способностями, становится чрезвычайно сложной. Как и задача сохранности различных организаций и огромных сообществ.
Удивляющие своей слепой разрушительностью результаты санкционного поведения, которые упорно демонстрирует ныне коллективный Запад, это, в том числе, и результат нарастания тенденции роста неэффективных институтов и организаций, не способных к устойчивому развитию в условиях высокой неопределенности и изменчивости. Результат увеличения числа людей (включая лиц, принимающих решение на самых высоком государственном уровне), не вписывающихся в поток общественного развития, не способных понять суть явлений и происходящих событий, быстро и конструктивно принимать решения и преодолевать возникающие проблемы новыми методами и подходами, не обладающих инновационным видением и мышлением.
Накопленные барьеры «инертного» восприятия окружающей действительности, боязни преобразований и перемен, сохранения постоянной стабильности, консерватизма, личностной и коллективной ленности, упрощенности, «зашоренности», стандартизированности и регламентированности во всем, потребительского стиля жизни и т.д. , мешают многим в понимании происходящих перемен, всей фундаментальности перехода на новый уровень развития человеческой цивилизации, совершенно отличного от всех прежних эпох, где человечеству придется вступать в борьбу или сотрудничество с искусственным интеллектом, автоматизированными системами и технологиями. Доказывать целесообразность своего существования в возникающем многополярном мире с множеством политических и военных рисков.
Сегодня все более востребованными становятся иррациональные подходы: трасцендентный и ментальный опыт, хорошая интуиция, опыт принятия противоречивых решений, участие в решениях множества субъектов, постоянно включенная готовность на любое течение события, протекания работы с проблемой. Вся человеческая жизнь превращается в искусство, где нужно открывать и предлагать, творить и инновировать, искать и бороться, продвигать и внедрять.
Эпоха левополушарных специалистов с высокой логикой и рациональностью, последовательными и приоритетно аналитическими действиями проходит. Рождается новая эра правополушарных людей, способных быстро распознавать тенденции и возможности современного общества, оперативно разрабатывать идеи и проекты, востребованные миром, постоянно увлекать людей в красоту и гармонию постижения нового, создания более совершенной реальности, проектирования мира будущего уже сейчас, предотвращая опасные кризисы в условиях высокой неопределенности и динамики событий.
Наличие знаний и высокого интеллекта не является теперь достаточным и необходимым условием для включения в креативную экономику, преодоления имеющихся и потенциальных кризисов и угроз. Нужно множество иных и даже противоречащих интеллектуальной составляющей личности компонентов, в чем-то наличие амбивалентных качеств, характеристик и свойств современного специалиста…
Перечень креативных способностей, которыми должен обладать специалист
На что же должны обращать внимание работодатели и сами специалисты с позиций формирования и востребованности определенного набора креативных способностей?
Приведу здесь ряд важных характеристик, на которые необходимо ориентироваться как в подготовке креативных специалистов, так и в процедуре их отбора на те или иные вакантные должности.
Итак, в перечень востребованных креативных способностей входит (по Г.М.Клочковой):
- успешное решение сложных профессиональных задач;
- освоение новых видов работ;
- способность к критическому осмыслению производственных ситуаций, технологий, используемых технических средств;
- способности анализа и синтеза;
- способности создания образцов объектов и системы действий (воссоздающее воображение);
- способности выявления недостатков и достоинств предметов исследования;
- выдвижения гипотез (предвосхищение возможных решений или путей этих решений);
- системное мышление;
- понимание причинно-следственных связей;
- грамотное обоснование своих решений;
- способность видеть скрытые качества предмета;
- возможности его применения по другому назначению.
Перечень не исчерпывающий. Мы будем возвращаться к этой теме в других статьях и прикладных обзорах. Но именно здесь видится обращение самого пристального внимания на формирование через эти способности «креативного ядра» личности специалиста, способного к достижению эффективных результатов в усложненной и бесконечно меняющейся профессиональной среде.
Такие люди нужны России и как стратегический ресурс для успешного выхода на путь стабильности и успешного экономического роста вне токсичного влияния коллективного запада и санкционной блокады.
В рамках новой стратегии научного и инновационного прорыва необходимо кардинальное изменение образовательной парадигмы и общекультурного поля, нацеленных на воспитание и поддержку человека-Творца, человека-Созидателя с уходом от западных культов наживы и потребительских ценностей. И большим плюсом России здесь является сохраненная историческая преемственность всего накопленного и правильно транслируемого в нашу новую креативную реальность.
Подписывайтесь на мой канал. Здесь будет еще интереснее!