Теплохолодность в живописи - сложный вопрос для художников

5,6K прочитали

Как правильно увидеть температуру цвета? И что это вообще такое? Как с помощью цвета одинакового тона создать объем? Какую цветовую температуру на самом деле всегда имеет самый тёмный участок тени? Эти и многие другие вопросы я бы хотел рассмотреть в сегодняшней статье. Считаю, что тема теплохолодности (англ. warm and cool color), температуры цвета(англ. color temperature), в живописи невероятно важна для понимания принципов построения цветовой гармонии. Это действительно важная и на самом деле сложная и неоднозначная история.

Здравствуйте! Меня зовут Александр Одинцов. Я художник, архитектор, дизайнер. На канале я пишу об искусстве, а также показываю процесс создания живописных и графических работ

Многие часто задают вопросы о том, как видеть и использовать тёплые и холодные цвета. Думаю, что не только начинающие живописцы, но и продвинутые художники ищут ответы на данные вопросы. Так как существует много мифов и разночтений. А теория теплохолодности не вполне структурирована. Давайте сегодня попробуем разобраться в вопросе теплых и холодных цветов, и их применении в живописи. Статья получилась объемная по количеству иллюстраций и информации. Как всегда, жду ваше мнение в комментариях! Спасибо!

Несколько слов о понятии теплый и холодный цвет, температура цвета

Надо сказать, что теплый и холодный цвет - это весьма условное понятие. Так уж сложилось, что в нашем сознании укоренилось представление о том, что красный - это теплый цвет, синий - холодный. И понятно почему это происходит - красный цвет горячего пламени, теплого солнечного света. Синий - цвет льда, холодной пасмурной погоды и так далее.

В науке появилось понятие температура цвета(англ. color temperature). Спектрофотометрическая или колориметрическая температура. Измеряется она в Кельвинах. Каждый источник света имеет определенную температуру. Свет пламени или свечи имеет 1500-2000 К, солнце в полдень - 5000 К, ясное голубое небо зимой - 15000 К.

Изображение шкалы температуры цвета Кельвин, самые горячие излучающие тела (например звезды)имеют "холодный" цвет, в то время, как менее горячие объекты излучают "теплый" свет
Изображение шкалы температуры цвета Кельвин, самые горячие излучающие тела (например звезды)имеют "холодный" цвет, в то время, как менее горячие объекты излучают "теплый" свет

Однако интересно то, что в астрофизике все происходит с точностью до наоборот - чем холоднее объект, тем он больше стремиться к области красного цвета. Например, холодный красный гигант. Или наше солнце - оно не самое горячее по температуре в сравнении с другими объектами и поэтому имеет теплый цвет. Самые горячие объекты в космосе имеют синий цвет. Например, голубые звезды сверхгиганты. И в вопросе дальше - ближе то же самое. Объекты, приближающиеся к земле имеют синее смещение, а удаляющиеся красное смещение.

Некоторые свойства теплых и холодных цветов

Теплые цвета способны более активно воздействовать на психику человека - в некотором смысле возбуждать. Холодные цвета напротив успокаивают, расслабляют.

Еще важным моментом является то, что чем "горячее" цвет, тем он кажется визуально ближе к зрителю. И наоборот, чем "холоднее", тем он больше как бы уходит в даль, в горизонт. На этом в определенной части построена теория воздушной перспективы. Делаем теплее на переднем плане и холоднее на заднем. Таким образом создаем эффект пространства в работе.

Красота в контрасте сочетания теплого и холодного

Считается, что теплые и холодные цвета являются контрастными. Но сочетание теплых и холодных цветов, именно этот контраст выглядит очень красиво.

Теплые и холодные цвета создают очень красивый контраст в атмосфере, источник: Яндекс. Картинки
Теплые и холодные цвета создают очень красивый контраст в атмосфере, источник: Яндекс. Картинки

В природе все построено на контрасте теплых и холодных цветов.

Теплые и холодные цвета создают очень красивый контраст в животном мире, источник: Яндекс. Картинки
Теплые и холодные цвета создают очень красивый контраст в животном мире, источник: Яндекс. Картинки

Какая красота в закатном небе, расцветке птиц, цвете растений!

Как правильно увидеть температуру цвета? И что это вообще такое? Как с помощью цвета одинакового тона создать объем? Какую цветовую температуру на самом деле всегда имеет самый тёмный участок тени?-4

В природе, если внимательно изучить цвет, можно увидеть, что в любом холодном цвете непременно также присутствует тёплый оттенок. Как это казалось бы странно не звучало, но именно так создаётся красивая гармония. Тёплые и холодные цвета сочетаются между собой самым естественным образом. Данные сочетания выглядят красиво и нравятся нам. Мы буквально физически ощущаем эту красоту.

Обзор теплохолодности в живописи

Итак, что же происходит в живописи. Давайте на практике рассмотрим несколько примеров. Условно данные примеры я разделил на более контрастные, явные и на тонкие, еле заметные в которых переходы теплохолодности еле заметны.

Контрастная работа теплохолодности

В работе художник может использовать различные приемы и техники. Все зависит от задачи и того стиля, в котором работает автор. Давайте рассмотрим работу замечательного современного американского художника Даниэла Герхартца.

Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

Мы можем увидеть, то, что буквально каждый сантиметр живописи весьма разнообразен по цвету. Рядом с тёплым оттенком располагается холодный. Картина, если смотреть вблизи - это мозаика из мазков краски различной теплохолодности. Идет как бы игра, постоянная динамика. Выглядит очень красиво!

Хоакин Соролья «Прогулка по морю», фрагмент, источник: Яндекс. Картинки
Хоакин Соролья «Прогулка по морю», фрагмент, источник: Яндекс. Картинки

Хоакин Соролья - испанский художник и выдающийся колорист. В статье я использую несколько его работ для иллюстрации вопроса теплохолодности. В данной работе "Прогулка по морю", Соролья изображает свою жену Клотильду и дочь Марию на берегу моря.

Хоакин Соролья «Прогулка по морю», фрагмент, источник: Яндекс. Картинки
Хоакин Соролья «Прогулка по морю», фрагмент, источник: Яндекс. Картинки

В данной работе проведен потрясающий разбор теплохолодности. Все выглядит контрастно и очень красиво!

Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

Другая работа Даниэла Герхартца. Весьма явный контраст голубых и теплых оттенков. Очень красиво!

Тончайшая игра теплохолодности

Далее я хочу показать вам несколько примеров того, насколько нюансно художники могут использовать теплохолодность в своей живописи.

Джон Сингер Сарджент, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

Джон Сингер Сарджент в портрете создает невероятно тонкую игру. Близкие по тону теплые и холодные цвета прекрасно создают форму и объем, а также потрясающей красоты живопись.

Гастон де Латуш, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Гастон де Латуш, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

В работе Гастона де Латуша обратите внимание на тончайшую игру зеленоватых и красноватых оттенков в лице.

Бугро и мастерская, тонкая работа теплохолодности!

Деннис Банкер, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Деннис Банкер, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Филип Де Ласло, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Филип Де Ласло, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

Еще несколько портретов и примеров мастерской еле уловимой игры теплохолодности в живописи

Эмиль Карлсен, натюрморт, источник: Яндекс. Картинки
Эмиль Карлсен, натюрморт, источник: Яндекс. Картинки

Эмиль Карлсен и тончайшая невероятная и еле заметная игра теплого и холодного в натюрморте.

Конкретные технические аспекты вопросов теплохолодности

Далее я хотел бы рассказать о практических моментах. На примерах рассказать о том, что обычно остается за скобками. Так как есть несколько тем о теплохолодности, которые недостаточно освещены, существуют различные недосказанности и неточности.

Тёплый свет - холодные тени, холодный свет - тёплые тени, нет, неправильно!

Вернее не совсем правильно. Теплохолодность предметов на свету всегда зависит от температуры освещения. А вот с тенью все гораздо сложнее.

Художников всегда учат тому, что при теплом освещении тени обязательно холодные. И наоборот - при холодном освещении тени обязательно теплые. И подается данное утверждение как аксиома. Почему это утверждение неверно? Потому что это сильное упрощение. На самом деле, в каждом конкретном случае нужно смотреть конкретно.

Теплохолодность при разном освещении, фото автора
Теплохолодность при разном освещении, фото автора

Я сам для себя, чтобы лучше понять данный вопрос, решил написать такой этюд, в котором один и тот же набор объектов будет освещен разным по теплохолодности светом. Получилось то, что меняется только цветовая температура освещенных поверхностей. Полутон и тень фактически остаются не изменными. При теплом свете все освещенные части стали теплыми, но тени при этом не стали холодными. То же самое и с холодным освещением.

Джон Сингер Сарджент, Корфу, акварель, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, Корфу, акварель, источник: Яндекс. Картинки

Другой пример - пейзаж, акварель Джона Сингера Сарджента. Здесь изображен солнечный день. Обратите внимание на тени - они одновременно и теплые и холодные. Явно не подпадает под правило!

Я хочу сказать, что нет конкретной формулы того, как работать с теплохолодностью при различном освещении.

Однако все же есть постоянная величина, которая не меняется. Это цветовая температура самой темной части тени. Она при ЛЮБОМ цвете света остается тёплой. Особенно это касается портрета, потому что только так можно показать теплоту и телесность. И если мы внимательно изучим натуру, а также опыт мастеров, то мы это чётко увидим. Но, на самом деле тоже самое касается и предметов и пейзажей и по большому счету всего.

Давайте рассмотрим еще несколько примеров живописных работ.

Джон Сингер Сарджент, Баальбек, акварель, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, Баальбек, акварель, источник: Яндекс. Картинки

Мы видим ярко освещенную солнцем античную архитектуру. Свет теплый, полутона холодные, самые темные участки в тени теплые, коричневатые.

Джон Сингер Сарджент, акварель, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, акварель, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, источник: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, источник: Яндекс. Картинки

Две работы Сарджента с разным освещением, в которых мы видим, что самые темные части теней фактически остаются теплыми.

Как с помощью цвета разной теплохолодности, но одинакового тона можно создать объем?

Не только тон создаёт иллюзию объёма, но и цвет. Как это работает? Это работает и в тени, и на свету, и в полутонах. При этом тон цвета может быть одинаковым. Важно, что цвета должны быть разные по теплохолодности. Это очень интересный приём, который нужно смотреть на конкретных примерах из живописи.

Хоакин Соролья, "Мальчики на пляже", источник: Яндекс. Картинки
Хоакин Соролья, "Мальчики на пляже", источник: Яндекс. Картинки

В примере, фрагменте картины Хоакина Сорольи я убрал цвет, как бы "выкрутил" насыщенность в ноль. Остался чистый тон.

Хоакин Соролья, "Мальчики на пляже", фрагменты, коллаж автора
Хоакин Соролья, "Мальчики на пляже", фрагменты, коллаж автора

Обратите внимание на то, что фигура в тени стала серая и плоская. Тёплые оттенки рефлексов, примерно такие же по тону, что и холодная тень, создают иллюзию объёма. И опять же, несмотря на теплое освещение и частично холодные тени, самая темная часть остается теплой.

Даниэл Герхартц, женский портрет, коллаж автора
Даниэл Герхартц, женский портрет, коллаж автора

Другой пример в работе Даниэла Герхартца. Два цвета, имеющие одинаковый тон, но разную цветовую температуру в тени дают ощущение движения формы, то есть объёма. По живописи получается очень красиво!

Хоакин Соролья, "Прибытие", источник: Яндекс. Картинки
Хоакин Соролья, "Прибытие", источник: Яндекс. Картинки

Еще пример из творчества Хоакина Сорольи.

Хоакин Соролья, "Прибытие", ахроматическое изображение, источник: Яндекс. Картинки
Хоакин Соролья, "Прибытие", ахроматическое изображение, источник: Яндекс. Картинки

Парус лодки в тени, если убрать цвет из картины, мы получим по тону все плоское. Именно цвет создает в данном случае иллюзию объема. Данный прием можно и нужно применять в своей живописи.

Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки
Даниэл Герхартц, женский портрет, источник: Яндекс. Картинки

Это очень интересный эффект, который можно использовать и на свету. Принцип такой же. В примере выше в основном объем строится за счет тона, но и цвет дает переходы формы. Особенно это видно на свету, на лбу модели и в полутонах на скулах. И обратите внимание на то, что в тени, в самых темных по тону местах цвет везде теплый.

Как увидеть цвет в живописи и как применить на практике теорию теплохолодности?

Это наверное один из важнейших вопросов, который задают себе и новички и профессионалы.

Девочка с утенком, фото автора
Девочка с утенком, фото автора

Самый главный секрет - это смотреть и самое важное видеть. Всё уже есть в натуре, в природе. Всё, что создано Творцом. Всё очень красиво и гармонично. Задача художника состоит в том, чтобы постараться увидеть это и после изобразить на бумаге или холсте.

Копирование мастеров и творческий рост художника

Копирование мастеров прошлого. Одно дело, когда вы просто смотрите на картину и восхищаетесь её красотой. Другое дело, если вы возьмёте и своей рукой постараетесь скопировать именно цвет. Смешаете краски на палитре, попробуете понять, как именно художник делает то, или иное пятно и сочетание.

Мастер-копия Джон Сингер Сарджент портрет композитора Чарлза Мартина Лефлера, фото автора
Мастер-копия Джон Сингер Сарджент портрет композитора Чарлза Мартина Лефлера, фото автора

Необязательно копировать всю работу. Достаточно фрагмента. Данный приём реально помогает усилить вашу собственную живопись.

Художник Александр Одинцов "Летняя элегия", 2022 г., холст, масло, 30х20см, фото автора
Художник Александр Одинцов "Летняя элегия", 2022 г., холст, масло, 30х20см, фото автора

Этюды и работа с натуры также должны стать вашей идеей фикс. Работать по фотографии можно конечно, но видеть и правильно понимать цвет можно ТОЛЬКО работая с натуры. Фотография никогда правильно не передает сам цвет и его сочетание. Всё можно увидеть только самому с натуры.

Также несколько слов о том, что нужно всегда учиться и искать. Даже заслуженные профессора живописи, академики и так далее, если не будут развиваться и искать что-то новое в творчестве, останутся на своём уровне, а в конечном итоге будут деградировать. Поиски и учёба для маститых художников не зазорная, но необходимая вещь. Тем более это касается новичков и любителей. Саморазвитие и стремление к лучшему результату верный путь к мастерству.

Как я использую в своем творчестве теплохолодность

Чем разнообразнее и гармоничнее мы научимся делать это, тем красивее в итоге будет живопись. Конечно, не все будет получаться сразу. Практика, постоянная работа и поиски помогают в росте мастерства.

"Семейный очаг", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фото автора
"Семейный очаг", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фото автора

В живописной работе "Семейный очаг" при помощи контраста теплых и холодных оттенков мне хотелось добиться максимального эффекта тепла, идущего от костра.

"Семейный очаг", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фрагмент, фото автора
"Семейный очаг", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фрагмент, фото автора

Фрагмент. Здесь я хочу показать, как на небольшой части работы идёт игра и, если хотите динамика теплохолодности. На руке на свету тёплый, дальше холодный полутон, дальше идёт тёплый рефлекс, холодная тень, дальше тёплый свет, холодная тень и так далее.

Художник Александр Одинцов "Воспоминание", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фото автора
Художник Александр Одинцов "Воспоминание", 2022 г., холст, масло, 100х60см, фото автора

В любом холодном должно быть теплое, в любом теплом холодное. В волосах в одежде, в фоне, везде в портрете девочки идет динамика теплохолодности. Тёплый, холодный, тёплый, холодный, такая динамика создаёт потрясающую живописность.

Вывод

Не бывает единой, чёткой формулы или схемы. Никто не научит вас писать правильно по шаблону теплохолодность. Здесь важно всегда самому смотреть на изображаемый предмет. И совершенно не важно что это - портрет, пейзаж или натюрморт. В любой гармоничной живописной работе должна присутствовать правильно подобранная теплохолодность цветов. В любом теплом должно быть холодное и наоборот в любом холодном должно быть тёплое. Только так ваши картины получат потрясающую красоту и гармоничность!

Надеюсь, статья была вам интересна и полезна. Подписывайтесь на канал. Всем творческих успехов!