Найти тему
О~Важном

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня.Книга-выручалка.(8 часть)

Оглавление

Глава 11 и 12📚

Глава одиннадцатая. Предыдущие неудачные попытки приучить ребенка к горшку

С годами меня все чаще и чаще просят о помощи родители, которые пытались приучить ребенка к горшку самостоятельно, но потерпели неудачу. Большинство людей сталкиваются с проблемами из-за того, что ждали слишком долго или не придавали этому большого значения.

Эта глава для вас, если вы уже пытались приучить ребенка к горшку, но что-то пошло не так. Скажу сразу: я не утверждаю ни в коем случае, что это ваша вина. Тем не менее если у вас ничего не вышло, то, скорее всего, вы совершили одну или несколько из самых распространенных ошибок.

Мои клиенты очень часто звонят мне только после того, как все пойдет кувырком и нервы родителей на пределе, если и вовсе не лопнули. Дети сопротивляются не на шутку: какают на пол, бегают, шарахаются от горшка, как от огня, не слушаются родителей (которые, откровенно говоря, сами ведут себя довольно истерично). И все равно, порой то, что выглядит как полный бардак, оказывается не так уж сложно исправить – нужно просто все разложить по полочкам.

Несмотря на то что все дети разные и в каждой ситуации есть свои особенности, я разделила все проблемные случаи на четыре основные категории, которым дам здесь названия только для того, чтобы вам было проще понять, с чем именно вы имеете дело:

1. «Ребенок вроде как приучен к горшку»

2. «Ребенок в основном приучен к горшку»

3. «Ребенок ничего не понимает»

4. «Ребенок-дьяволенок»

Теперь давайте рассмотрим подробно каждую категорию и попытаемся разобраться, что именно пошло не так и как это можно исправить.

«Ребенок вроде как приучен к горшку»

Чаще всего это становится результатом подхода «давай просто достанем горшок» или «мы просто не придаем этому большого значения». Переведу: вы просто не приложили должных усилий.

Как только вы посвятите себя целиком и полностью приучению ребенка к горшку, ребенок в кратчайшие сроки обязательно всему научится. Как действовать, оказавшись в такой ситуации? Следуйте указаниям из пятой главы «Откажитесь от подгузников. Практическое руководство». Ребенок только и ждет, когда вы начнете проявлять постоянство.

Возможно, вы не стали полностью посвящать себя приучению ребенка к горшку из-за того, что он не проявил к этому особого интереса. Что ж, на это могу заметить, что ребенок, возможно, никогда не начнет проявлять особого интереса. Мой ребенок не демонстрировал совершенно никакого интереса к тому, чтобы научиться завязывать шнурки. На самом деле он даже сказал, что ему это не нужно. Тогда я ограничила его выбор обуви только ботинками со шнурками, и он всему научился. Все свелось к тому простому факту, что я была уверена в том, что он на это способен. Не допускайте ошибки и не ждите сигнала от ребенка. Есть одна потрясающая фраза, которую я снова и снова слышу от родителей: «Ух ты. Такое ощущение, что он просто ждал, когда же мы снимем с него подгузник». Все правильно!

Ребенок ждет от вас, что вы будете его направлять в жизни. И это хорошо.

Ситуацию с «вроде как приученным к горшку» ребенком решить проще простого. За счет постоянства и повторения это можно сделать за небольшой промежуток времени – нужно лишь выбрать день и начать с самого первого этапа обучения.

«Ребенок в основном приучен к горшку»

С таким ребенком все несколько сложнее. Самая большая проблема в данном случае в том, что никто не может в точности сказать, что именно творится у него в голове. Малыш понимает, что нужно делать, когда это действительно необходимо, и чаще всего делает это так, как надо. Вместе с тем порой он терпит, чтобы пописать или покакать, когда на него наденут перед сном подгузник. Он даже может специально попросить подгузник, чтобы в него покакать.

Насколько я могу судить, подобная ситуация является следствием того, что вы ждали слишком долго, хотя сейчас, скорее всего, делаете все правильно. Возможно, вы также имеете дело с борьбой за власть, но это уже маловероятно. Чаще всего все происходящее можно списать на то, какие дети странные и непонятные.

После двух с половиной лет у детей начинают появляться довольно причудливые и плохо поддающиеся логическому объяснению страхи.

Пылесос внезапно начинает внушать ребенку ужас. Кровать становится укрытием для монстров. Темнота начинает не на шутку пугать. Стоит ли удивляться, что и унитаз таит в себе свои страшные тайны, с которыми ребенок не хочет иметь ничего общего. Бывает, что дети ни в какую не хотят – по понятным только им одним причинам – какать или писать в него.

Если так обстоит дело с вашим малышом, то самым лучшим решением будет полный отказ от подгузников. Вы можете вернуться назад и пролистать главы, посвященные различным этапам обучения. Возможно, окажется, что ребенок без проблем ходит на горшок, когда голый, однако с добавлением одежды начинаются проблемы. В этом случае советую перечитать десятую главу «По-большому». Как бы то ни было, у вас нет другого выхода, кроме как отказаться от подгузников. Ребенок практически наверняка не сдастся без боя, и вам придется проявить немного изобретательности, однако результат стоит потраченных усилий.

Очень многим родителям кажется, будто они наносят ребенку психологическую травму, лишая его подгузника, – на самом деле это не так.

Чаще всего проблемы возникают именно с походом по-большому, а не по-маленькому. Эффективный подход – дать ребенку немного легкого размягчителя стула и сказать: «Больше мы не будем никогда пользоваться подгузниками. Ты должен какать в течение дня в горшок, как это делают мама с папой».

Такой ребенок практически всегда относительно взрослый и довольно неплохо выражает свои мысли. Как бы то ни было, вам обязательно нужно спросить ребенка о том, в чем, по его мнению, заключается проблема. Я слышала от детей довольно безумные версии: «В унитазе сидит акула-трансформер, и если я сяду какать, она съест мою попу», и это только один из примеров. Каким бы абсурдным это вам ни казалось, для ребенка все очень серьезно. Вы можете просто успокоить ребенка, сказав, что ничего плохого не произойдет, если он покакает или пописает в унитаз.

Ни в коем случае не давите на своего ребенка. Поймите, эту проблему не решить никакими уговорами, просьбами или логическими доводами. Вам также следует проанализировать свой «какашечный этикет». Помните, что это за зверь? «Какашечный этикет» – это то, как вы относитесь к какашкам. Если вы всем своим поведением даете ребенку понять, что какашки – самая отвратительная вещь на всем белом свете, то у него практически наверняка начнутся с ними проблемы.

Если резюмировать, то вам нужно сделать «новый способ» (без подгузников) нормой, независимо от того, к каким эмоциональным последствиям у вашего малыша это приведет. Для лучшего понимания мне нравится использовать аналогию, никак не связанную непосредственно с приучением к горшку. Скажем, вам нужно переехать. Вам переезжать не хочется, и вашему ребенку, соответственно, тоже, а на следующей неделе вам уже предстоит переезд. Вы никак не можете это изменить. Вам только и остается, что сделать это, и уже потом разбираться с поведением, ставшим результатом этого события. Когда дело касается приучения ребенка к горшку, вам следует использовать точно такой же подход.

Нужно понять, что дальнейшее использование подгузников может привести к более серьезным проблемам в будущем. Им больше нет места в жизни вашего ребенка, и точка.

«Ребенок ничего не понимает»

Такой ребенок не имеет ни малейшего представления о том, что вы имеете в виду, когда говорите слово «горшок». Если у ребенка нет задержки в психологическом или физическом развитии, то, скорее всего, этот ребенок просто слишком маленький (что вовсе не означает, будто у вас ничего не получится – просто это займет больше времени). Помните, что ребенок, который действительно «ничего не понимает», будет писать прямо на ходу, поскальзываться на мокром полу и все равно не иметь ни малейшего представления о том, какого черта только что с ним произошло. Вместе с тем «ничего не понимающим» может быть не только слишком маленький, но и слишком большой ребенок.

Если вашему ребенку больше трех лет и он ведет себя так, будто «ничего не понимает», то он просто притворяется.

Ему кажется, что если не обращать внимания на ваши попытки приучить его к горшку, то вы от него отстанете.

Если вашему ребенку меньше года и восьми месяцев и он всем своим поведением дает вам понять, что не имеет ни малейшего представления о том, что происходит, то вы можете повторить свою попытку через месяц-другой. Вместе с тем будьте осторожны – убедитесь, что это не просто отговорка с вашей стороны. Вы должны быть уверены в том, что ребенок действительно ничегоне понимает. Вернитесь ко второй главе «Когда начинать» и снова пройдитесь по всем приведенным мной «индикаторам». Если ребенок покажет хотя бы малейший намек на понимание происходящего, то вам следует продолжить приучать его к горшку. Возможно, вам придется приложить дополнительные усилия или быть более внимательной, но вы определенно не должны опускать руки.

Совсем другая история с «ничего не понимающим» ребенком постарше. Этот ребенок будет мимо ушей пропускать любые ваши напоминания, возможно, даже будет полностью вас игнорировать и делать вид, будто он никогда в жизни не слышал слова «горшок». В этом случае вам следует обратиться к пятнадцатой главе «Приучение к горшку вне рекомендованных временных рамок».

На моей практике на решение проблемы в такой ситуации уходило как полдня, так и два дня, так что будьте готовы заранее. Не бойтесь заручиться чьей-нибудь помощью. Иногда вы (папа или мама) оказываетесь спутаны эмоциями. Попросите помочь подругу, нянечку или бабушку. С посторонним результата удается добиться быстрее, просто потому, что детям нравится сводить своих родителей с ума.

Что бы вы ни делали, когда вы решите, что ребенка пора приучать к горшку, вам нельзя снова возвращаться к подгузникам!

И ни в коем случае, что бы ни случилось, не смейте угрожать ребенку, что снова наденете на него подгузник. Как бы сильно он вам ни трепал нервы. Уделяйте ребенку внимание в течение дня, будьте с ним ласковы. Я видела не раз, как родители таких детей обижались на них и вели себя с ними довольно стервозно. Еще одна причина для того, чтобы разобраться с этим вопросом раз и навсегда.

«Ребенок-дьяволенок»

Такой ребенок – худшее из зол. Он чем-то похож на «ничего не понимающего» ребенка, за тем исключением, что гора-а-аздо более красноречиво говорит о том, что не хочет приучаться к горшку.

Такой ребенок практически всегда старше трех лет, и он настроен серьезно. Он просто не будет учиться пользоваться горшком.

В процессе приучения к горшку что-то произошло, и в результате ребенок решил, что не станет плясать под вашу дудку. Это могло быть что угодно, серьезное или не очень. Главное, чтобы вы запомнили, что дети в возрасте от трех лет полностью способны понять все без исключения аспекты, связанные с приучением к горшку. Он отказывается пользовать горшком не потому, что вы его запутали или он запутался сам. Он упирается, чтобы вывести вас из себя и/или отстоять свою волю. Такая ситуация требует немедленного реагирования, потому что ребенок, желая напакостить вам, вредит самому себе – просто чтобы показать, на что он способен.

С таким ребенком разворачивается самая настоящая борьба за власть. Он знает, куда нужно какать и писать. Он знает, какие ощущения свидетельствуют о том, что ему нужно на горшок. Этому ребенку не нужны нежности, похвала и любые другие почести, обычно имеющие место в процессе приучения к горшку. Он практически прямым текстом говорит вам: «Да пошла ты».

Будет неплохо иметь в виду, что такая ситуация (или развернувшаяся как ее следствие борьба за власть) редко напрямую связана с приучением к горшку как таковым. Ребенок пытается выяснить, кто в доме хозяин. Поэтому готова поспорить, что раз дело дошло до этого, то командуете парадом явно не вы. Я ни в коем случае не виню и не осуждаю вас. Наши дети часто так делают, и ситуация запросто может выйти из-под контроля, не успеете вы и глазом моргнуть.

Если описанная ситуация напоминает вашу, первым делом сделайте глубокий вдох и перестаньте себя винить. Такое случается, и ваша задача – это все исправить, а не размышлять, почему же все пошло именно так. Вместе с тем мне придется быть с вами бескомпромиссной. Необходимо положить этому конец ради чувства собственного достоинства вашего ребенка. Он слишком умный и слишком взрослый, чтобы пользоваться подгузником, и точка. Если ваш ребенок делает это, чтобы продемонстрировать вам свое неуважение, то вам точно нужно положить этому конец.

Если мыслить практически, то вам будет очень сложно подобрать детский сад, который согласится взять ребенка, не приученного к горшку. Кроме того, хотя, думаю, это и так всем понятно, но все же, – хотите ли вы, чтобы ребенок опозорился перед сверстниками и только потом начал пользоваться горшком? В возрасте четырех-пяти лет дети могут быть очень жестокими и язвительными. Как вы думаете, каково придется вашему ребенку, если он еще не приучен к горшку? Что ж, ему явно не позавидуешь.

Чтобы совладать с таким ребенком, вам понадобится тяжелая артиллерия: все козыри, что есть у вас на руках. Скорее всего, ребенок будет слишком большим для детского стульчака, так что приучайте его сразу к унитазу.

Для начала я бы все-таки рассмотрела самый маловероятный вариант: вдруг у ребенка пробел в обучении. Так что пройдитесь по всем этапам обучения, описанным мною в книге, только делайте это в ускоренном темпе. Потому что, скорее всего, на самом деле проблема кроется именно в поведении ребенка. Тем не менее лучше в этом удостовериться.

Вам определенно нужно разом полностью отказаться от подгузников. Другого варианта нет. Вам также следует действовать молча, потому что ребенок просто морочит вам голову. Уверена, что вы испробовали все, что только можно, так что теперь попробуйте не делать ничего.

Прекратите выплясывать перед ним. Возможно, имеет смысл остаться на несколько дней дома вместе с ребенком. Скорее всего, он целый день только и будет что ходить под себя, но опять-таки ему это быстро надоест, если это не возымеет на вас никакого эффекта. Согласитесь, какой смысл постоянно писаться в штанишки, если мама никак на это не реагирует?

Если ребенок накакает на пол, то вы должны понимать, что дело тут вовсе не в том, что он не умеет пользоваться горшком, – он просто демонстрирует полное к вам неуважение. Если вы действительно с этим столкнулись, то, как я рассказываю в пятнадцатой главе («Приучение к горшку вне рекомендованных временных рамок»), вам, скорее всего, нужна более конкретная помощь, чем рекомендации этой книги. В такой ситуации я настоятельно рекомендую вам воспользоваться услугами семейного психотерапевта, потому что проблема тут вовсе не в какашках – дело гораздо серьезнее.

Если же исключить серьезные проблемы психологического характера, то вам только и нужно, что оставаться невозмутимой на протяжении одного-двух дней, и ребенок обязательно начнет делать все так, как надо. Я не устану повторять это снова и снова: только ваша реакция мотивирует ребенка продолжать вести себя подобным образом (конечно, он еще та «заноза в заднице», так что сделайте себе небольшую поблажку).

«Ребенок-дьяволенок» – специалист в том, чтобы делать вид, будто ему ни до чего нет дела. Наказания, поощрения – ему все как с гуся вода, и это приводит в бешенство. Чтобы разобраться с этой ситуацией, задумайтесь: Что это дает вашему ребенку? Если ребенок ведет себя непослушно, то у него в этом всегда есть какая-то своя выгода, будь то физическая или эмоциональная. Попытайтесь понять, в чем именно в таком поведении вашего ребенка кроется выгода, и лишите его ее.

Как и во всех других затронутых мной выше случаях, проблемы с горшком всегда должны ограничиваться только горшком. Иногда такие дети ведут себя настолько «плохо», что родители начинают к ним плохо относиться, и это отражается на других аспектах их жизни.

Не жалейте любви и ласки, уделяйте ребенку внимание и обязательно хвалите его, когда он делает что-то хорошее.

Понимаю, что это может быть очень непросто, но вы обязательно справитесь.

Итак, когда имеешь дело с «ребенком-дьяволенком» – вам нужно его победить. Поверьте, я бы ни за что не стала использовать эти слова в любых других вопросах, касающихся воспитания ребенка, но в данном конкретном случае по-другому никак. Вам нужно выйти победителем из этого конкретного сражения.

Когда я употребляю слово «победить», то не имею в виду, что вам нужно вступать с ребенком в яростную борьбу за власть – просто нужно стоять на своем.

Скорее всего, это будет непросто, но всегда помните, что вы делаете это ради вашего ребенка и общей гармонии в доме. У ребенка не должно быть другого выхода, кроме как делать все «по-новому» – то есть какать и писать только в горшок или унитаз.

Итак, подытожим: если вы оказались в одной из вышеперечисленных ситуаций, вам необходимо пройтись по всем этапам обучения, которые мы обсуждали в пятой главе «Откажитесь от подгузников. Практическое руководство». Возможно, ребенок преодолеет их все без труда либо застрянет на каком-то этапе, однако так вам будет гораздо проще понять, что именно и когда конкретно пошло не так. Если у вас возникнет потребность передохнуть, чтобы набраться мужества, то позвольте себе это. В шестнадцатой главе «Что такое перезагрузка, и когда она необходима» я расскажу вам, как временно вернуться к подгузникам, пока вы собираетесь с мыслями и силами. Если понадобится, то перезагрузку можно попробовать с ребенком из любой из перечисленных выше проблемных категорий. Не переживайте: перезагрузка – это не шаг назад. Нам нужно, чтобы у вас было хорошее расположение духа и правильный настрой. Расхлебывать ведь эту кашу придется вам.

Глава двенадцатая. Ясли

Итак, ясли или детский сад способны стать сильной помехой, если вы намереваетесь приучить ребенка к горшку. Раньше я полагала, что все целиком зависит от того, согласятся ли воспитатели вам помочь приучать ребенка к горшку. С тех пор я немного изменила свою точку зрения и помогла многим, очень многим родителям добиваться успешного результата как с готовыми сотрудничать воспитателями, так и без их помощи.

Перед тем как вы начнете приучать ребенка к горшку, обязательно ознакомьтесь с политикой того учреждения, куда ходит ваш ребенок. В большинстве крупных яслей и детских садов установлены по этому поводу официальные правила. Даже если их и нет, у нянечек и воспитательниц может быть свое мнение по поводу того, как и когда именно следует приучать ребенка к горшку. Обязательно узнайте эту информацию и задайте все интересующие вас вопросы. В некоторых яслях и детских садах сотрудники хорошо разбираются в вопросах приучения ребенка к горшку и будут готовы оказать вам максимальную помощь и поддержку. Загвоздка заключается в том, что это большая редкость, так что давайте я опишу вам в более или менее реалистичных тонах, как это происходит обычно.

В сентябре 2012 года меня засыпали электронными письмами со всей страны. Ясли официально постановили, что ребенок в обязательном порядке ДОЛЖЕН быть полностью приучен к горшку, но при этом носить подгузники-трусики. Снять же эти упомянутые подгузники-трусики с ребенка можно только после того, как они будут оставаться сухими на протяжении двух недель подряд. Я понятия не имею, что должно было произойти с миром, чтобы родилось такое официальное положение. Но по какому-то странному стечению обстоятельств оно одновременно появилось во многих яслях по всей стране.

Каким-то загадочным образом это стало «официальной политикой» многих яслей. Воспитателям и нянечкам сложно заниматься приучением детей к горшку. Избавив себя от этой обязанности, они существенно упростили свою работу.

Приучать к горшку большое количество детей одновременно – очень обременительная задача, я все прекрасно понимаю. Кроме того, я понимаю, что в каждом штате могут быть свои нормы, касающиеся определенных аспектов приучения ребенка к горшку (таких, как умывание или самостоятельное хождение в туалет). Как бы то ни было, мне все равно хотелось бы подчеркнуть нелепость подобной политики детских садов.

Как можно ожидать от ребенка, что он научится чему-то новому, если постоянно обращаться с ним по-старому?

Поразительно! Люди, которые должны лучше всех разбираться в том, как развивается ребенок, берут и молча соглашаются с новой рекомендацией, словно в ней есть хотя бы крупица здравомыслия. Спрашивается, зачем?

Итак, вернемся к яслям. От многих сотрудников яслей я слышала, что они просто не в состоянии вовремя среагировать, когда ребенку в процессе приучения к горшку приспичит покакать или пописать. Мне остается только гадать, сколько времени этим детям приходится находиться в грязных подгузниках.

Что может быть важнее, чем освоить жизненно важный навык? Изучать формы и цвета, учить стихи – это все, конечно, прекрасно, но что насчет того, чтобы учить детей какать и писать в горшок? Это ведь гораздо важнее.

По сути, ясли морочат родителям голову. Потому что сразу же после яслей начинается детский сад, и что бы вы могли подумать? Детские сады требуют от детей, чтобы они были полностью приучены к горшку, без каких бы то ни было исключений.

На самом деле такое положение вещей бесит меня не на шутку. Вместе с тем я уверена, что ясли, в которые ходит ваш малыш, обеспечивают ему прекрасный уход, да и выбора у вас, скорее всего, особо нет, так что давайте разбираться с тем, что есть. Я расскажу вам, как сделать все от вас зависящее, чтобы добиться успеха, а также разберу не самые идеальные ситуации.

Возьмите отгул на столько дней подряд, сколько сможете, перед тем как начать приучать ребенка к горшку. Как правило, трехдневных выходных и одного дополнительного отгула оказывается достаточно. Понимаю, что это далеко не самый идеальный способ провести драгоценные выходные, но в конечном счете оно того стоит. Если вы можете взять еще больше выходных дней, вообще отлично. Если ясли служат в первую очередь для того, чтобы ребенок общался со сверстниками, и не являются для вас такой уж необходимостью, то было бы неплохо оставить его дома на пару дополнительных дней.

За то время, пока вы будете приучать ребенка к горшку, постарайтесь по-настоящему уловить закономерность в том, как и когда ваш малыш писает.

Помните, вам нужно понять, как часто и как много ребенок писает после того, как выпьет определенное количество жидкости. К счастью, в яслях все дети едят и пьют в определенное время, так что количество потребляемой ими жидкости обычно хорошо контролируется. Тем не менее вам нужно получить полную информацию, чтобы потом передать ее воспитателям.

В процессе приучения ребенка к горшку обязательно говорите ребенку те слова, которые хотели бы слышать от него. Помните, как вы учили говорить его «пока»? Скорее всего, вы говорили за него: «Пока, бабушка!» Верно? Причем, скорее всего, делали это высоким, писклявым голосом, как у него. И в конечном счете он научился говорить «пока».

Та же самая история и с горшком. По мере того как вы будете учить его им пользоваться, говорите: «Мама, на горшок» или «Мама, пи-пи». В общем, что-нибудь в этом роде. Так следует делать, по-хорошему, всем родителям, но в вашей ситуации это особенно важно, потому что вам нужно, чтобы ребенок после возвращения в ясли как можно раньше просился на горшок (хотя на самом деле ребенок начинает регулярно проситься пописать или покакать не раньше чем через семь дней, а то и все три недели спустя после начала обучения).

Не переживайте по поводу того, что во время послеобеденного сна в яслях детям надевают подгузник. Не спорьте. Поверьте мне – это бесполезно.

Сотрудники яслей выступают против того, чтобы дети носили штанишки на голое тело. Думаю, что всех по какой-то причине сильно смущает отсутствие нижнего белья. Попросите предоставить вам эти правила в письменном виде, чтобы понять, есть ли в них какие-то лазейки. Иногда оказывается, что им главное, чтобы на полу не было какашек. Попробуйте договориться, чтобы ваш ребенок носил штаны с резинками на лодыжках, чтобы какашки не вываливались. Согласно моему опыту, очень многие ясли на это просто не пойдут.

При этом помните, что эти люди отвечают за вашего ребенка в течение многих часов подряд каждый день. Так что лучше с ними слишком много не спорить.

Предположим, что дома процесс пошел на ура. Ребенок схватывает все на лету, но о полном приучении к горшку говорить пока рано. Когда настанет пора ребенку возвращаться в ясли, введите воспитателей в курс дела. Отведите ребенка в туалет и покажите ему, что к чему. Если детям нельзя ходить в туалет, попросите поставить в комнате, где находятся дети, горшок. Если этого вам не разрешат, то на вашем месте я бы серьезно задумалась о том, чтобы сменить ясли. Наличие у ребенка свободного доступа к унитазу или горшку несет первостепенную важность. И это не просто вопрос удобства – в идеале ведь мы стремимся к тому, чтобы ребенок делал свои дела самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи.

Объясните ребенку, кто при необходимости будет ему помогать. Назовите малышу имена, покажите пальцем и обязательно поговорите вместе с этим взрослым и вашим ребенком. В яслях детям легко запутаться, и ваш ребенок обязательно должен знать, к кому именно обращаться за помощью, каким бы очевидным вам это ни казалось. Выбирая источник помощи, постарайтесь указать на самого любимого у вашего ребенка воспитателя. У детей в яслях всегда есть воспитатели и нянечки, которые им нравятся больше всех остальных. Это должен быть «хороший полицейский» – добрый, ласковый и терпеливый человек, – найдите ее (или его) и дайте все необходимые указания.

Если воспитатели с какой-то заданной периодичностью отводят детей в туалет, то это прекрасно. Конечно, дома я приучаю к горшку совсем по-другому, однако с группой детей такой подход творит чудеса. Стадное чувство работает в данном случае только на пользу.

Детей должны отводить в туалет хотя бы раз в час, в идеале – каждые полчаса или около того.

Если вы знаете, как ведет себя ребенок, когда ему нужно на горшок, поделитесь этой информацией с нянечкой (или нянечками). Напоминаю, что чаще всего дети исполняют классические переминания с ноги на ногу, однако некоторые могут сильно затихать, а другие – наоборот, начинать вести себя более шумно. Как бы ни вел себя в такой ситуации ваш ребенок, по возможности, постарайтесь объяснить это тому, кто за ним присматривает.

Договоритесь о каком-то условном знаке между воспитателем и вашим ребенком. В идеале ребенок должен просто дернуть воспитателя за руку. Не знаю почему, но дети порой стесняются напрямую попроситься на горшок и не хотят привлекать к себе внимание. Вам может показаться, что накакать в штанишки в песочнице как минимум так же стыдно, однако это совсем не так, можете мне поверить. Как бы там ни было, невербальный сигнал способен ликвидировать эту проблему в зародыше.

Попросите воспитателя проследить, чтобы место ребенка не занимали, пока он будет в туалете. Это очень важно. Многие, очень многие дети боятся потерять свое место и игрушку, с которой они играли. Когда ребенок поймет, что ничем не рискует, то более охотно будет отвлекаться на туалет.

Проследите за тем, чтобы воспитатель не таращился на ребенка, пока он пытается сделать свои дела. В каждом месте свои условия. Если в туалете кабинки и низкие унитазы, воспитатель может отвести ребенка в туалет и прикрыть за ним дверь. Если же горшки стоят прямо в комнате, отлично. Просто попросите не стоять у ребенка над душой. У меня была одна маленькая девочка, Эмили, которая прекрасно справлялась со всем дома. В яслях же она терпела и терпела, садилась на горшок, но не писала. Ее воспитательницу это начало раздражать. В ходе разговора выяснилось, что она стояла у Эмили над душой, практически требуя от нее, чтобы она поскорее сделала свои дела. Таким манером точно ничего не добиться. Стоило же воспитательнице начать вести себя более непринужденно и отводить глаза, у Эмили все пошло как надо!

Все вышесказанное касается и похода по-большому. Чтобы покакать, ребенку нужно уединение.

Узнайте, как обстоят дела с приучением к горшку у других детей в группе. Если окажется, что ваш ребенок первый из его группы начал использовать горшок, воспользуйтесь этим в своих интересах. Скажите ему, что он первый и может показать остальным, что нужно делать. Если он последний, скажите ребенку, что пора стать большим мальчиком или большой девочкой, как и все остальные. Если в группе есть дети, находящиеся в процессе приучения к горшку приблизительно на том же этапе, что и ваш малыш, воспользуйтесь и этим. Скажите ему, кто еще из деток учится пользоваться горшком, чтобы он почувствовал, что не одинок в этом.

Если в яслях принято использовать систему поощрений, то это нормально. Просто не нужно начинать применять такой же подход дома – продолжайте обходиться без каких бы то ни было поощрений. Если ребенок попросит поощрить его дома, просто скажите: «Ну нет. Так делают только в яслях, дорогой». Согласно моему опыту, это никогда не становилось проблемой и не путало ребенка. Конечно, не идеально, но это яслям нужно разбираться со своими методами.

Детей, с которыми мне доводилось заниматься, обычно не смущал тот факт, что дома все происходит не так, как в яслях.

Итак, мы разобрались с самыми важными моментами. Не нужно перегружать воспитателей и нянечек громоздким списком инструкций. Чтобы понять, насколько серьезно они ко всему отнесутся, вам будет достаточно задать им всего пару вопросов. Ваш разговор может представлять собой что-нибудь вроде:

«Здравствуйте! Мы планируем начать приучать Салли к горшку на этих длинных выходных. Мы убеждены, что лучший подход – это полностью отказаться от подгузников в дневное время. Мы бы были безумно рады, если бы вы нам с этим немного помогли. Как вы обычно справляетесь с приучением к горшку? Уверена, у вас богатый опыт. Было бы здорово совместными усилиями помочь Салли добиться максимально успешного результата.

Отводите ли вы детей, которые учатся пользоваться горшком, в туалет через определенные интервалы времени? Как часто это происходит? Сколько происшествий вы готовы стерпеть, прежде чем попросите, чтобы на ребенка снова надели подгузник?

Пока Салли будет демонстрировать прогресс, я уверена, что мы можем продолжать заниматься этим совместно.

Я очень ценю вас как воспитательницу Салли. Нам кажется, что сейчас идеальный момент для приучения ее к горшку. Обязательно дайте нам знать, если мы как-то можем оказаться вам полезными».

Примерно такими словами вы достаточно доходчиво дадите понять, чего хотите, в достаточной мере откровенно польстите и отметите, насколько цените работу сотрудников яслей. Поверьте, все это вам пойдет только на пользу.

Скорее всего, в ответ вы получите что-нибудь в таком духе: «Мы будем вам помогать, как бы вы это ни делали». Звучит чудесно, но не поленитесь задать дополнительные вопросы. Вы представить не можете, сколько моих клиентов довольствовались этим и потом сталкивались с самым настоящим кошмаром.

Не знаю почему, но порой сотрудники яслей заводят разговор о том, что про развитие детей им известно куда больше, чем вам. Они могут сказать: «Этого не произойдет, пока ему не исполнится три года» или «Детей можно приучить к горшку только в подгузниках-трусиках». В каком-то смысле это превращается в соревнование в том, кто в этом вопросе больше понимает. Лучший способ – это просто озвучить ваши предпочтения касательно вашего ребенка.

Хорошие ясли сделают все возможное, чтобы оказать вам содействие. Что непозволительно делать сотрудникам яслей, так это снова надевать подгузник на вашего ребенка, не заручившись предварительно вашим согласием, если, конечно, не случится что-то из ряда вон выходящее – например, приступ поноса.

Небольшое отклонение от темы: я приучила Паскаля к горшку в год и десять месяцев. Он ходил тогда в прекраснейшие частные ясли. Нянечка была полностью убеждена, что его еще слишком рано приучать к горшку. Возможно, дело было в том, что у нас разные подходы к воспитанию, так как она спокойно разрешала своему пятилетнему сыну пить из бутылочки. Я сказала ей, что ребенок прекрасно справляется со всем дома и у нас не было ни одного «происшествия». Она была просто в ужасе, когда Паскаль ходил в штанишках без нижнего белья. Дело было летом, и ей казалось, будто во время совместных игр все могут видеть его пенис. На что я ответила удивлением, мол, какая разница? Им всем меньше двух лет! Она сильно спорила со мной по поводу подгузника во время послеобеденного сна. Я предложила даже принести свой собственный матрас и простыни для кроватки. Она отказалась. Как бы то ни было, мне пришлось изрядно с ней повоевать. Я недвусмысленно дала ей понять, что он не будет носить подгузник. Однажды я приехала забрать его раньше времени. Он был в подгузнике, поверх которого были надеты трусики! Это было сумасшествие. В тот же день мы поменяли ясли. Конечно, я живу в большом городе, и у меня на выбор много различных яслей, и я прекрасно понимаю, что такой выбор есть далеко не у каждого. Тем не менее это отвратительно, когда сотрудники яслей в лицо говорят, что согласны с вами, а затем делают что-то невообразимое у вас за спиной.

Я настоятельно рекомендую попытаться понять, как ко всему этому относятся воспитатели и нянечки в ваших яслях. Их отношение к данному вопросу можно понять по поведению, интонации, словам, которые они используют, когда дают вам обещание. Как правило, в этом вопросе многие ясли перегибают палку, пользуясь своей властью.

Не нужно спорить с воспитателями, просто предельно вежливо ткните им на это пальцем и доходчиво объясните, чего вы от них всех ждете. В некоторых яслях вам тут же сунут под нос правила в письменном виде – словно это подтверждает их правомерность, – в которых черным по белому написано, что все дети в обязательном порядке должны оставаться в подгузниках, пока не будут приучены к горшку. Лучший способ – это сыграть под полную дурочку, вроде: «Вот как… странно. Мне казалось, что сложно научить чему-то новому, продолжая действовать по-старому. Хм-м-м… очень странно». Если вам покажется, что они не собираются вам уступать, ничего страшного.

Раньше я частенько писала письма от имени своих клиентов и даже разговаривала с сотрудниками яслей по телефону. Мамы изворачивались как могли, чтобы образумить воспитателей. В конечном счете нам удавалось получить то, что мы хотели. В результате чего воспитатели были как на иголках – буквально на грани нервного срыва, настойчиво напоминали детям сходить на горшок и стояли у них над душой. Такое поведение тоже не вариант. Весь этот процесс должен быть полностью лишен стресса для вашего ребенка.

Помните: нервный воспитатель усложнит все еще больше, чем подгузник.

Если ваш ребенок обязан носить подгузник в яслях, то вы мало что можете с этим поделать. Однако вы можете (и должны) продолжать обходиться без подгузников дома. Большинству родителей удается найти способ сделать так, чтобы этот подход имел право на жизнь. Выглядеть это должно приблизительно следующим образом:

Отведите ребенка в ясли, зайдите с ним в туалет, чтобы он пописал, и наденьте на него подгузник, пока вы находитесь в уборной. Скажите ему: «Это на случай, если что-то случится. Тебе нужно подергать Валерию Михайловну за руку, когда тебе захочется пописать, либо ты можешь сделать это сам (если это действительно так)». Ни больше ни меньше. Вы никоим образом не освобождаете ребенка от процесса приучения к горшку и не предлагаете ему писать в подгузник. Вы специально говорите расплывчато в надежде на то, что он будет относиться к подгузнику как к трусикам. Это непростой способ приучать ребенка к горшку, но он не делает это невыполнимой задачей.

Действуйте аналогично, когда забираете ребенка из яслей. Отведите его в туалет, чтобы он пописал напоследок перед тем, как вы поедете домой. Снимите подгузник и оставьте его там (положив в специально предназначенную для этого емкость, разумеется). Скажите ему: «Мы собираемся домой, а дома ты не носишь подгузник. Не забудь сказать мне, когда захочешь пописать».

Таким образом вы подчеркиваете ассоциацию подгузников с яслями в голове ребенка. Это такая фишка яслей, и, совершенно удивительным образом, для детей это обычно звучит логично. Если нянечки не против менять подгузники, пускай этим и занимаются.

Повторюсь, что нежелательно, чтобы ребенок носил подгузник в яслях, потому что это может застопорить процесс на какое-то время, но, конечно, не навсегда. Вместе с тем спокойная обстановка, лишенная стресса (в противовес постоянным спорам с сотрудниками яслей) значительно упростит вашу задачу.

Кроме того, я открыла для себя, что немного пассивно-агрессивное поведение со стороны родителей никогда не повредит. Вы всегда можете сказать воспитателю что-нибудь в духе: «Что ж, дома она справляется прекрасно, но раз вы не можете заниматься приучением к горшку, то пусть она носит подгузник. Мне бы не хотелось, чтобы вы нервничали». То есть, ведите себя вежливо, при этом подначивая. Может быть, такой подход вам не по душе, но он реально эффективен.

Я заметила, что отношение сотрудников яслей во многом зависит от того, что вы им скажете, поэтому обязательно сфокусируйтесь на всех ваших успехах. Если вы придете в ясли и начнете рассказывать, какое это мучение – приучать к горшку, то именно так они и будут это воспринимать (и, клянусь, частично способствовать этому). Если же вы придете и скажете, как все прекрасно, то они будут чувствовать себя вынужденными следовать вашему примеру. Если же дома у вас все просто более или менее, постарайтесь особо не разглагольствовать.

В случае, если дома у ребенка все складывается не совсем хорошо, ничего страшного. Некоторым детям требуется больше времени для приучения к горшку, чем другим. В такой ситуации вам обязательно нужно попробовать договориться с воспитателями. Скажите сотрудникам, что вам бы очень хотелось попробовать оставить ребенка в яслях без подгузника – вполне возможно, что дома он просто вредничает.

Как бы это ни было поразительно, но наши дети могут вести себя по-ангельски с другими людьми, при этом приберегая все свои дрянные выходки для нас, их родителей. Попросите у воспитателей помощи: «Я знаю, как он хорошо себя с вами ведет. Мы начали приучать его к горшку на этих выходных, и все было плачевно. Было бы здорово, если бы вы согласились попробовать сегодня не надевать на него подгузник – может, с вами у него все получится?» Обычно на это следует положительный ответ, опять-таки за счет довольно прозрачного лицемерия.

Если ребенок проводит в яслях значительную часть дня, то имеет смысл сразу начать приучать его к горшку в дневное и ночное время одновременно.

Эта задача может выглядеть невыполнимой, поэтому прочитайте шестую главу «Приучение к горшку в ночное время» и задумайтесь над моим советом. Если ясли настаивают на том, чтобы ребенок ходил в подгузнике, и он проводит там по восемь часов в день пять дней в неделю, то у него останется совсем мало времени в течение дня, которые он будет проводить с голой попкой. Это вам просто пища для размышления.

Итак, подведем итог: узнайте политику яслей и/или их отношение к приучению детей к горшку в мельчайших подробностях. Если у воспитателей и нянечек есть желание и возможность оказать вам содействие, обязательно попросите их о помощи. Если же они не горят желанием, попытайтесь до них достучаться. В случае если они категоричны по поводу подгузника, продемонстрируйте им их глупость, сами же прикиньтесь дурочкой. Если воспитатели продолжат настаивать на том, чтобы ребенок находился в яслях всегда в подгузнике, просто продолжайте приучать ребенка к горшку дома. Если вы решите немного подтасовать факты и вести себя пассивно-агрессивно – вперед, как говорится, на войне все средства хороши. Сами подумайте, когда бы вам еще дали на это добро, а?

подписывайтесь на канал, я постараюсь выкладывать много значимого в жизни каждого…всем хорошего настроения🌷