Недавно я писал о расходах на велосипед; факторах, влияющих на них. Если кратко, то это – пробег, условия эксплуатации, возраст и «навороченность» велосипеда, своевременность обслуживания.
В качестве иллюстрации, приведу пример своих велосипедных трат за прошлый, 21й год, за который проехал чуть больше 10т.км. Катался на 2х велосипедах:
- Горный Author Zenith (2011 года выпуска). Установлена трансмиссия 1x9. Использую зимой, в дождливую и сырую погоду, при выездах в лес. В 21м году на нём проехал 2,7т.км.
- Шоссейный Triban 520 (2020 года). Трансмиссия 105-й группы 2х11. Велосипед для хорошей погоды, больших дистанций. В 21м году проехал 7,5т.км.
Обслуживал сам, без обращений в мастерские.
Итак, затраты в хронологическом порядке. Считаю только расходы непосредственно на обслуживание – то есть замену износившихся компонентов. Сумки для байкпакинга, фонари и т.д. – не учитываю.
В начале зимы поставил покрышки Kenda 700x35, CycloCross K-161, обошлись в 1400 за пару. Они не шипованные, но, в принципе, показали себя в зимней эксплуатации неплохо. В расчёт их включать не буду, т.к. купил их ещё в 20м году.
Далее, в январе пришлось купить новое заднее колесо в сборе. Износилась втулка, спицы от усталости металла начали лопаться чуть ли не каждый месяц. Во втулке были насыпные подшипники, прокатались сами дорожки, так что замена шариков особого эффекта не дала. Да и сам обод был не в лучшем состоянии, т.к. он заметно сточился о тормозные колодки. В таких условиях менять только втулку было нерационально. Колесо удалось купить за 2200р.
В феврале обновил трансмиссию: заменил цепь (9 ск), кассету (11х36, 9ск), ведущую звёздочку – 3850р.
Апрель – пришлось менять вилку, т.к. старая неожиданно сломалась – установил простую ригидную. Вместе с пауком и спайсерами обошлась в 2800р.
С апреля начал ездить преимущественно на шоссейном веле, который, в силу своей новизны, не требовал особых вложений. Сразу поставил новую цепь (11 ск) – 2000р.
Июль – для трибана купил покрышку Kenda 700х28 K176 – 1000р. Поставил на заднее колесо; переднюю оставил старую, т.к. она была ещё в приемлемом состоянии.
Сентябрь, трибан – кассета (11х32, 11ск), цепь (11 ск) – 4200. Ведущие звёзды 50х34 – 2100 (с али).
Октябрь – трансмиссионные компоненты, установленные на зенит в феврале, оказались крайне некачественными – цепь и кассета пришли в негодность, заменил их – 2750руб.
Ноябрь – цепь на трибан (11 ск) – 1650р.
Ну и в течении года купил 2 новые камеры по 500 руб (проколы у меня случаются намного чаще, но я обычно заклеиваю), трансмиссионный трос с рубашкой – 300 руб, 3 комплекта ободных тормозных колодок, по 150 руб, дисковые тормозные колодки – 700 руб.
Итак, за год расходы на велосипеды составили 25тр. С учётом пробега получилось 2,5 руб за км. Много это или мало? Допустим, до работы мне 10км, значит стоимость поездки туда на велосипеде – около 25р. А если бы поехал на трамвае – заплатил бы 55р. С другой стороны, цена поездки на трамвае не зависит от расстояния. Так что, если нужно проехать от 25км, то на трамвае получается дешевле.
Кроме того, из моих расчётов можно сделать ещё несколько интересных выводов:
- Километр пробег на старом велосипеде обходится дороже т.к. у него случаются непредвиденные поломки. В моём случае – на зените я проехал в 3 раза меньшую дистанцию, а расходы – примерно такие же, как и на трибане.
- Расходы могут быть крайне неравномерны. Один месяц хорошо вкладываешься, зато после, несколько месяцев – может никаких затрат и не быть. Это же верно и по отношению к годам: будут более и менее затратные годы – то же новое колесо и вилка, вероятно, проживут ещё долго. Впрочем, второе колесо тоже уже просится под замену…
- Полный комплект простой трансмиссии 1х9 стоит значительно дешевле более продвинутой 2х11: 3800р против 6300р. Разница же в эксплуатационных характеристиках, для любителя, может быть не столь существенна. Так что не всегда имеет смысл стремиться купить всё самое навороченное.
- Не все компоненты одинаковы по качеству. Попадаются и откровенный «шлак». Причём не всегда он дёшев.
Для меня велосипеды – главное увлечение и я бы продолжал на них ездить, независимо от расходов. Ведь это и отдых, и фан, не говоря уже о пользе для здоровья и жизненного настроя. Тем не менее, надеюсь, моя заметка будет полезна новичкам, что бы они примерно могли планировать свои расходы.
PS: К моим расчётом нужно относиться с осторожностью, в связи с ростом цен на велокомпоненты, случившемся с начала этого года - по некоторым позициям они увеличились на 30-50%. В 22м году эти 25тр могли бы превратиться и в 35-40тр. Так, в 22м году я уже потратил 20тр (правда, закупился «с запасом»).
В продолжение темы: Сравниваем расходы на велосипед и машину
#велосипед #велосипедист #велосипеды #байк #обслуживание велосипеда #выбор велосипеда #как выбрать велосипед