«Мама хотела девочку, и когда я родилась, она считала, что Степашка – мой персонаж, такой мягкий и пушистый. А я была совершенной его противоположностью, характером в этого поросёнка...»
Будь спок, малыш!
Самый популярный поросёнок в стране – это, конечно же, Хрюша. А говорит он голосом Оксаны ЧАБАНЮК, заслуженной артистки России, актрисы Тетра кукол им. Образцова
– Оксана, это, правда, что в детстве Хрюша был вашим любимым персонажем?
– Правда. Я родом из Одессы, поэтому южный темперамент был при мне. Ребёнок я поздний. Мама хотела девочку, и когда я родилась, она считала, что Степашка – мой персонаж, такой мягкий и пушистый. А я была совершенной его противоположностью, характером в этого поросёнка. Конечно, он мне нравился.
– По образованию, вы драматическая актриса, окончили Щукинское училище. А как попали в кукольный мир?
– Это был 97-й год, сложное время для страны. В театры практически никого не брали, и так получилось, что Театр Образцова впервые за много лет осуществил целевой набор. Сначала думала здесь пересидеть, показаться. А потом каким-то образом старшее поколение актёров так втянуло меня в это искусство, что через год, конечно, не через сопротивление оно сначала начало нравиться, увлекать, а потом стало профессией. Слава богу, что не стояла в этих очередях на «Мосфильм»: возьмут, не возьмут – была при работе.
– А что увлекло? Ведь вас весь спектакль не видно зрителям, что для многих актрис очень важно. Выходите только на поклон.
– Это самое сложное было. Понятно, хочется, чтобы тебя видели. А потом как-то переключаешься именно на театр. У вас есть этот персонаж, кукла, вас это завораживает, и вы начинаете жить ею. Одна актриса как-то сказала: «Ты должна жить рукой». Я сначала не понимала, как это возможно. Но это пришло, лет, наверное, через десять. Вы можете уже не смотреть на куклу, но чувствовать, как она реагирует. Это же волшебство!
– Так кто всё же руководит куклой: вы ею или она вами?
– Я сначала думала, что это из области сказок, когда кукла вами руководит. Нет. На съёмках «Спокойной ночи, малыши» стоят мониторы, и вы всё время смотрите на себя со стороны. И наблюдаете, как Хрюша вас ведёт. Это абсолютно серьёзно. У него реакция быстрее, чем у меня.
– Куклы – они тяжёлые?
– В театре есть очень тяжёлые. На одной кукле во время спектакля стоят по два-три человека. В номере «Танго» в «Необыкновенном концерте», где две куклы, танцуют восемь человек. Хрюша – перчаточная кукла. Она по весу не тяжёлая, но немного более тяжеловатая по управлению.
– Сколько Хрюш сменилось за время вашей работы в программе?
– Я работаю с 2002 года. До меня была Наталья Владимировна Державина. У неё был иной комплект, кукла из другого материала. Более розовый, сбитый такой поросёнок. Мой помягче. Нынешний Хрюша – он единственный, и за время моей работы ни разу не менялся. Его иногда подкрашивают, чистят. Были попытки сделать копию для телевидения, но это оказалось сложно. У него свой шкафчик с вешалочками, на которых висят костюмчики.
– Хрюша – модник. Вы что-то советует дизайнерам по его нарядам?
– У кукол есть стилисты, которые шьют им костюмы. А вот во время съёмок мы можем подредактировать что-то, чтобы было удобно в зависимости, например, от фона программы, от сценария: здесь более спортивная одежда, здесь более домашняя, пижамная, здесь официальная. У него есть фрак чёрный, красный, бабочки, жилетки, обувь разнообразная. Они не бедные дети.
– После смерти Натальи Державиной именно вы стали Хрюшей. Как вас выбрали?
– К великолепному артисту-кукольнику Виктору Васильевичу Рябову, он был Буквоежкой в «Спокойной ночи, малыши», обратились режиссёры с телевидения: кого посоветуете. И он предложил меня. Был кастинг в «Останкине» в конце весны. Прошла три тура – с куклой, без, потом работа на камеру – и уехала в Одессу. Мне звонят туда и говорят: «Вас отобрали». Я думала, что будет ещё один тур. Приехала в Москву в шортах, рюкзачок за спиной, только с моря. Открываю дверь, захожу и вижу, что там павильон: камеры, редакторы, все артисты. И мне говорят: «У вас сегодня съёмочный день». Я в шоке. Первые месяца три, а мы снимали две передачи за двенадцать часов, было сложно. Здесь один партнёр, здесь – другой, здесь – монитор, нужно было ещё характер куклы держать. А ещё меня первые полгода просили говорить тише: «Вы кричите, как будто на 15-й ряд». Тут всё камерно.
– А ещё, говорят, тесновато?
– Нет, такого, чтобы сидеть под столом, я не застала. У нас всё достаточно удобно. Иногда, конечно, приходится, например, лежать с куклой, когда этого требует мизансцена. Но это нормальная ситуация
– Пытались поначалу как-то копировать работу Натальи Державиной?
– Было тяжело держать планку. Державина – прекрасная актриса. После первого съёмочного дня мне дали кассеты и диски с записями программ, и я стала смотреть. Главное было – не потерять характер, а потом, через какое-то время, можно уже что-то добавлять.
– Вы как-то рассказывали, что, когда первый раз увидели Хрюшу, он одиноко лежал в углу. И это вас так тронуло…
– Было такое. Это случилось в «Останкине», тогда там на девятом этаже находился офис программы. У меня сердце ёкнуло. Но у нас с ним достаточно быстро произошёл контакт. У меня не было сопротивления, и у куклы тоже.
– В чём секрет такой популярности Хрюши у детей? По-моему, по всем опросам он самый популярный герой «Спокойной ночи, малыши»…
– Это же всё маски, гениальное изобретение советского телевидения. Каркуша – она девочка. Ей надо всё прощать, но в то же время хочется и подразнить. Степашка – он мягкий. Филя всегда правильный.
Хрюша, конечно, авантюрист и придумщик. Он рыжий среди остальных героев-масок, он живой. При этом очень трогательный, он же ребёнок. Он быстрее всех остальных персонажей думает, быстрее всех переживает, плачет и смеётся.
– Родители ваши как отнеслись к этой работе?
– Мама застала только буквально самое начало, она, к сожалению, рано умерла. Папе сейчас 81 год, дай Бог ему здоровья. Он живёт в Одессе. Гордится дочкой. Помню, раньше мы с ним шли в продуктовый магазин, в Одессе всё рядом, все друг друга знают, и он говорил: «Моя дочка приехала. Она мама Хрюши». Я становилась красной, как помидор. А он меня просит: давай ещё пройдёмся. И мы с ним: два квартала – в одну сторону, два квартала – в другую.
– Для своего отца вы были мамой Хрюши, а сами себя по отношению к этому чудесному поросёнку кем считаете?
– Мама – это как-то строго, в этом есть дисциплина, вы, получается, ведёте его. Он моё продолжение. А я – его.
– И всё-таки как меняет вас кукла?
– Это относится к съёмкам, которые идут по семь-восемь часов. И мне кажется, что со временем группа начинает ко мне относиться не как к Оксане, а как к Хрюше. Хотя я не такая дерзкая, как он, у меня нет того куража по жизни, как у него. Но какое-то время и после съёмок, час-два, что-то от него во мне присутствует. Он же заводной.
– Часто знакомые просят поговорить с кем-то или разыграть кого-то по телефону голосом Хрюши?
– Была первая волна детей знакомых, когда родители просили: «Поздравь, пожалуйста, моего с днём рождения». Потом пошли вторые дети, а сейчас уже внуки. У одной знакомой дочка очень любит Хрюшу, и когда девочка что-то не делала, меня просили, чтобы Хрюша ей позвонил. Разве Хрюше откажешь? Или подруга звонит, просит: «Сын в садике балуется, поговори с ним». Ну хорошо, давай трубку.
– И как? Неужели и правда слушают?
– Слушают. Причём действует только голос.
– А если видят вас вместе с куклой, какая реакция?
– Вот один пример. К нам на съёмки в «Останкино» пришёл четырёхлетний мальчик, кто-то из знакомых привёл. И он очень хотел увидеть Хрюшу. Выхожу, держу куклу в одной руке, стою рядом с ним. Не очень это люблю, потому что дети видят: говорю за куклу я. И вот мальчик рассказывает что-то про бабушку, жалуется, что не хотел есть кашу. И я начинаю отвечать, точнее Хрюша, что кашу надо есть, что он сам любит манку. Мальчик смотрит на меня и закрывает мне рот рукой. Я ему мешала, он реально обращался именно к Хрюше. Мальчик воспринимал его как своего друга.
– Я смотрю, у вас в гримёрке лежат игрушки в виде поросят. Часто дарят?
– Дарят. Обычно я отдаю их детям подруг, только несколько любимых оставила. Это, по-моему, нормально, что я должна дарить. А дарят мне. У меня дома обалденная коллекция: поросята из дерева, из металла, из керамики.
Пожелание от Хрюши
– Я всем желаю – и детям, и папам, и мамам, и дедушкам, и бабушкам – здоровья, творческого куража во всём. В приготовлении пищи, в решении задач в школе, в придумывании праздников. Чтобы старшие любили своих детей, ведь ребёнку, особенно до 5 лет, ничего другого и не нужно, берегли их. Сколько отдадите любви, с этим дети пойдут по жизни. Я желаю любви! А детям желаю, чтобы они были счастливы, радуйтесь, играйте…
Беседовал Максим ЧИЖИКОВ, Москва
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ, wikipedia.org, news.myseldon.com
© "Союзное государство", № 12, 2018
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!