Найти тему

Почему школа стала объектом иллюзии: образы, имитация и показатели

Оглавление

Про школу и иллюзии, связанные с обучением детей. Про то, как мы можем не увидеть или не услышать главного. Но будем «биться до последнего», что-то доказывать самим себе или не понимать: куда делась мотивации учиться или желание ходить в школу? Почему школа сегодня – это имитация? Обо всё об этом – в материале Александры Волковой.

фото: Оптические иллюзии; Кино. Мэйл.ру
фото: Оптические иллюзии; Кино. Мэйл.ру

Начнём, пожалуй, с объяснения, что подразумевается под иллюзиями.

Согласно принятым в науке определениям, иллюзии от галлюцинаций отличает всего один, но очень важный параметр — наличие объекта. В иллюзиях он есть, но наше зрение и восприятие искажают его до неузнаваемости.

Зигмунд Фрейд:

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Фото: Зигмунд Фрейд; Биограф. ру
Фото: Зигмунд Фрейд; Биограф. ру

Иллюзии сознания

Иллюзии сознания характеризуют процессы, в которых мы по каким-то причинам упускаем часть информации, хотя зачастую уверены, что видели и слышали всё.

Слепота невнимания

Если мы заранее не ожидаем появление какого-либо объекта и или решаем задачи на внимание, мы не заметим изменений. Этот же трюк вы можете увидеть, когда на середине текста начинается абзац, в котором у слов перепутаны буквы. Вы не заметите этого, а спокойно дочитаете статью.

Слепота к изменениям

Феномен состоит в том, что мы упускаем даже достаточно крупные перемены, если они происходят постепенно или сопровождаются резким переходом: например, как капли дождя по лобовому стеклу, или резкой смене кадров фильма.

И ещё пример ошибочности человеческого восприятия -

Слепота к повторению. Мы, как правило, не замечает повторение, если оно происходит в определенный короткий промежуток времени.

Иллюзий сознания, как и зрительного восприятия, гораздо больше. Но вернёмся к иллюзиям в области образования.

Школа как объект наших иллюзий. Что зачастую мы не можем разглядеть, даже разузнав все детали условия обучения?

📍 Это то, что любая школа в государстве (и частная) принадлежит к общей системе образования. И здесь важно понимать, какие параметры и порядки подходят вашему ребёнку. Но есть общее у всех образовательных учреждений: программа обучения, учебники, по которым учат детей, и квалификация педагогов.

Вероятно, вы узнали и порадовались: какие замечательные классы, как они оборудованы, какая здесь библиотека и столовая!

📍 А как и кто будет учить вашего ребёнка? Ведь, не секрет, что дети обучаются через образы, образы поведения, образы на экране, в жизни - через те образы, что вокруг: через картинки, через людей, которых он видит.

Гузель Гурдус, апологет Семейного образования

Обучение ребёнка происходит через образы. И родители, отрывая и погружая его в школу должны понимать, что школьные ценности будут формировать личность ребёнка.

Фото: Гузель Гурдус с семьей; Из семейного архива
Фото: Гузель Гурдус с семьей; Из семейного архива

Рассмотрим объект (школу) и наши иллюзии.

📌 Технологичность и цифровизация. Да, сегодня без технологий и гаджетов – никуда. И школы тоже оснащены оборудованием. Вы, вероятно, слышали, что например, есть целое направление виртуальных лабораторий по химии и физике, где можно играть молекулами в футбол, запускать ядерные реакции и проводить химические опыты? Но, вопрос: когда это будет в школах? И смогут ли школы получить на это разрешение? Технологии – это одно. А кто держит руку на пульте – это другое. Методики и инструкций нет, IT грамотности не хватает, переквалификация учителей ещё не завершена.

📌 Учебники. Это практически галлюцинации. И очень многие из них –практически имитация предмета. Не будем говорить про историю или информатику - здесь речь о других вещах. Но разделение программы по предметам на классы, на четверти или триместры – почти катастрофично. Потому что кто-то может осилить предмет за 3 недели, а кому-то придётся его дочитать до дыр или найти альтернативу. И даже не этот факт - вчитайтесь в формулировки, условия задач или тексты для переводов. Вам будет не до иллюзий.

📌 Мне бы не хотелось останавливаться на воспитательной работе – здесь, по-моему, иллюзий нет. И на учителях - слабых не бьют. И про них ничего плохого не скажешь: кто сегодня пойдёт работать в школу? Альтруист, выживший из себя учёный или бывший "белый воротничок" из международной кампании? Выпускники педагогических вузов? Кстати, не неплохой вариант.

Фото: Школа Хогвартс; allforchildren.ru
Фото: Школа Хогвартс; allforchildren.ru

Имитация образования

Факт имитации образовательного процесса сегодня, как мне кажется, неоспорим. Как бы вам не доказывали обратное. ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, контрольные – это проверка не знаний учеников, а отчёт школы за подушевой норматив (деньги, полученные за каждого ученика), и все мы знаем, как показатели влияют на распределение бюджетных средств. Может быть и учебники пора создать: "Подготовка к ВПР или Контрольным работам в 4 классе"?

Полина Амбарова, профессор:

Проблема любого российского учебного заведения в том, что никакому не хочется выглядеть плохо. Школы, колледжи и вузы стремятся войти в пятерку, десятку, сотню главных в стране или мире. Нужны показатели, поэтому мы будем имитировать.

Фото: Рейтинг лучших школ Москвы; Москва 24
Фото: Рейтинг лучших школ Москвы; Москва 24

Кстати, не пытайте иллюзий насчёт высшего образования.
Сегодня программа Высшего образования не дает практических навыков, которые позволяют студентам интегрироваться в жизнь. Только практика и опыт дает человеку возможность быть успешным. Одну и ту же работу люди выполняют по-разному.

Все мы знаем, что долгосрочные инвестиции - это вложения, когда отдачи не бывает сразу, но она обязательно появляется. Государство, если оно себя уважает, должно вкладывать деньги и ресурсы в образование. А сегодня системе образования достаётся лишь по остаточному принципу. Результат - в этих печальных образах и бесконечных ожиданиях, превратившихся в иллюзии.

На мой взгляд, сегодня не только в школе проблемы с образами – они повсеместно, как искажённые фотографии или картинки. Если исчезают иллюзии, то можно увидеть, что вокруг – имитация деятельности, и, к великому сожалению, не только в образовании и медицине.

Кстати,
Имитация имеет 2 значения: действие с целью подражания или подделка, копия чего-либо

Однако, форпостом образования и воспитания остаются родители, педагоги от Бога и евангелисты. И если мы живём в эпоху иллюзий и имитации, то нужно постараться самим создать условия для качественного (без иллюзий) обучения и сохранить свой реальный мир вокруг. А тому поддержкой и опорой – семья. А дети – отличные мотиваторы.

Автор: Александра Волкова

Редактор: Наталия Антонова

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благодарим вас за Ваши "Спасибо".

Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!

Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))