Про школу и иллюзии, связанные с обучением детей. Про то, как мы можем не увидеть или не услышать главного. Но будем «биться до последнего», что-то доказывать самим себе или не понимать: куда делась мотивации учиться или желание ходить в школу? Почему школа сегодня – это имитация? Обо всё об этом – в материале Александры Волковой.
Начнём, пожалуй, с объяснения, что подразумевается под иллюзиями.
Согласно принятым в науке определениям, иллюзии от галлюцинаций отличает всего один, но очень важный параметр — наличие объекта. В иллюзиях он есть, но наше зрение и восприятие искажают его до неузнаваемости.
Зигмунд Фрейд:
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Иллюзии сознания
Иллюзии сознания характеризуют процессы, в которых мы по каким-то причинам упускаем часть информации, хотя зачастую уверены, что видели и слышали всё.
Слепота невнимания
Если мы заранее не ожидаем появление какого-либо объекта и или решаем задачи на внимание, мы не заметим изменений. Этот же трюк вы можете увидеть, когда на середине текста начинается абзац, в котором у слов перепутаны буквы. Вы не заметите этого, а спокойно дочитаете статью.
Слепота к изменениям
Феномен состоит в том, что мы упускаем даже достаточно крупные перемены, если они происходят постепенно или сопровождаются резким переходом: например, как капли дождя по лобовому стеклу, или резкой смене кадров фильма.
И ещё пример ошибочности человеческого восприятия -
Слепота к повторению. Мы, как правило, не замечает повторение, если оно происходит в определенный короткий промежуток времени.
Иллюзий сознания, как и зрительного восприятия, гораздо больше. Но вернёмся к иллюзиям в области образования.
Школа как объект наших иллюзий. Что зачастую мы не можем разглядеть, даже разузнав все детали условия обучения?
📍 Это то, что любая школа в государстве (и частная) принадлежит к общей системе образования. И здесь важно понимать, какие параметры и порядки подходят вашему ребёнку. Но есть общее у всех образовательных учреждений: программа обучения, учебники, по которым учат детей, и квалификация педагогов.
Вероятно, вы узнали и порадовались: какие замечательные классы, как они оборудованы, какая здесь библиотека и столовая!
📍 А как и кто будет учить вашего ребёнка? Ведь, не секрет, что дети обучаются через образы, образы поведения, образы на экране, в жизни - через те образы, что вокруг: через картинки, через людей, которых он видит.
Гузель Гурдус, апологет Семейного образования
Обучение ребёнка происходит через образы. И родители, отрывая и погружая его в школу должны понимать, что школьные ценности будут формировать личность ребёнка.
Рассмотрим объект (школу) и наши иллюзии.
📌 Технологичность и цифровизация. Да, сегодня без технологий и гаджетов – никуда. И школы тоже оснащены оборудованием. Вы, вероятно, слышали, что например, есть целое направление виртуальных лабораторий по химии и физике, где можно играть молекулами в футбол, запускать ядерные реакции и проводить химические опыты? Но, вопрос: когда это будет в школах? И смогут ли школы получить на это разрешение? Технологии – это одно. А кто держит руку на пульте – это другое. Методики и инструкций нет, IT грамотности не хватает, переквалификация учителей ещё не завершена.
📌 Учебники. Это практически галлюцинации. И очень многие из них –практически имитация предмета. Не будем говорить про историю или информатику - здесь речь о других вещах. Но разделение программы по предметам на классы, на четверти или триместры – почти катастрофично. Потому что кто-то может осилить предмет за 3 недели, а кому-то придётся его дочитать до дыр или найти альтернативу. И даже не этот факт - вчитайтесь в формулировки, условия задач или тексты для переводов. Вам будет не до иллюзий.
📌 Мне бы не хотелось останавливаться на воспитательной работе – здесь, по-моему, иллюзий нет. И на учителях - слабых не бьют. И про них ничего плохого не скажешь: кто сегодня пойдёт работать в школу? Альтруист, выживший из себя учёный или бывший "белый воротничок" из международной кампании? Выпускники педагогических вузов? Кстати, не неплохой вариант.
Имитация образования
Факт имитации образовательного процесса сегодня, как мне кажется, неоспорим. Как бы вам не доказывали обратное. ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, контрольные – это проверка не знаний учеников, а отчёт школы за подушевой норматив (деньги, полученные за каждого ученика), и все мы знаем, как показатели влияют на распределение бюджетных средств. Может быть и учебники пора создать: "Подготовка к ВПР или Контрольным работам в 4 классе"?
Полина Амбарова, профессор:
Проблема любого российского учебного заведения в том, что никакому не хочется выглядеть плохо. Школы, колледжи и вузы стремятся войти в пятерку, десятку, сотню главных в стране или мире. Нужны показатели, поэтому мы будем имитировать.
Кстати, не пытайте иллюзий насчёт высшего образования.
Сегодня программа Высшего образования не дает практических навыков, которые позволяют студентам интегрироваться в жизнь. Только практика и опыт дает человеку возможность быть успешным. Одну и ту же работу люди выполняют по-разному.
Все мы знаем, что долгосрочные инвестиции - это вложения, когда отдачи не бывает сразу, но она обязательно появляется. Государство, если оно себя уважает, должно вкладывать деньги и ресурсы в образование. А сегодня системе образования достаётся лишь по остаточному принципу. Результат - в этих печальных образах и бесконечных ожиданиях, превратившихся в иллюзии.
На мой взгляд, сегодня не только в школе проблемы с образами – они повсеместно, как искажённые фотографии или картинки. Если исчезают иллюзии, то можно увидеть, что вокруг – имитация деятельности, и, к великому сожалению, не только в образовании и медицине.
Кстати,
Имитация имеет 2 значения: действие с целью подражания или подделка, копия чего-либо
Однако, форпостом образования и воспитания остаются родители, педагоги от Бога и евангелисты. И если мы живём в эпоху иллюзий и имитации, то нужно постараться самим создать условия для качественного (без иллюзий) обучения и сохранить свой реальный мир вокруг. А тому поддержкой и опорой – семья. А дети – отличные мотиваторы.
Автор: Александра Волкова
Редактор: Наталия Антонова
Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))