В основной программе Каннского кинофестиваля 1997 года показали «Храбреца» — полнометражный режиссерский дебют Джонни Деппа. Взяв за основу одноименную повесть Грегори Макдональда, Депп-режиссер соорудил престранный артхаусный фильм о моральном выборе.
Недавно вышедший из тюрьмы индеец Рафаэль (Депп) пытается найти хоть какую-то работу в глухой провинции, чтобы прокормить семью. Вдруг ему поступает предложение от загадочного кинопродюсера Маккарти (короткое, но впечатляющее появление Марлона Брандо) — тот хочет заснять на пленку настоящее убийство и предлагает Рафаэлю стать жертвой. Цена вопроса: 50 тысяч долларов. Рафаэль в раздумьях.
Это предельно странное, но уж точно занятное кино. Тут есть, например, сцена, в которой Депп откусывает ухо выдающемуся артисту Луису Гузману. А есть и эпизоды, способные выбить слезу. Среди источников вдохновения тут и Кустурица, и Уотерс, и Джармуш. Депп-режиссер скачет от жанра к жанру: тут есть место и комедии абсурда, и медитативному «кислотному» вестерну, и трогательной мелодраме (особенно хороши сцены, где герой Деппа остается наедине с семьей). Депп-актер, однако, заметно тоньше — он бесподобно взаимодействует с другими исполнителями, не перетягивает одеяло на себя и вообще избегает любого самолюбования, что для актерских дебютов, мягко говоря, редкость.
Не совсем справляясь с ритмом и драматургией, Депп выезжает именно на актерских работах и атмосфере. Прекрасную музыку, создающую нужное настроение, написал Игги Поп (он здесь, разумеется, тоже появится, хоть и всего на пару эффектных секунд), явно отталкивающийся от саундтрека Нила Янга к «Мертвецу» Джармуша.
При всей жанровой и стилистической сумятице, тут есть над чем задуматься. Если рассуждения Деппа о бесчеловечной природе капитализма кому-то могут показаться наивными, то центральные вопросы фильма бьют обухом по голове. Прежде, чем самоотверженно помогать близким людям, задумайся, делаешь ли ты это от большой любви к ним или от куда большей жалости к себе? Груз ответственности способен придавить любого, но стоит ли оно того? Не лучше ли помогать по мере сил, а не взваливать на себя неподъемную ношу?
В общем, остается надеяться, что после всех турбулентностей карьеры и личной жизни, Депп вернется не только в большое кино, но и разок-другой вновь попробует себя в режиссуре.
Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique